Компьютерология - Информационный ресурс

Использование DLL в Delphi. Загрузка DLL в delphi приложении DLL). Так что лучше используйте PChar, а затем при необходимости конвертируйте его в string функцией StrPas. Ну а теперь разберем непосредственно саму библиотеку DLL: Размещение в DLL ресурсов и

Использование DLL в Delphi
  • Понятие DLL
  • Создание DLL в Delphi (экспорт)
  • Использование DLL в Delphi (импорт)
  • DLL, использующие объекты VCL для работы с данными
  • Исключительные ситуации в DLL
  • Понятие DLL

Вспомним процесс программирования в DOS. Преобразование исходного текста программы в машинный код включал в себя два процесса - компиляцию и линковку. В процессе линковки, редактор связей, компоновавший отдельные модули программы, помещал в код программы не только объявления функций и процедур, но и их полный код. Вы готовили таким образом одну программу, другую, третью... И везде код одних и тех же функций помещался в программу полностью.

Программа1 Программа2: : MyFunc(:) MyFunc(:) : : код функции MyFunc код функции MyFunc код других функций код других функций

В многозадачной среде такой подход был бы по меньшей мере безрассудным, так как очевидно, что огромное количество одних и тех же функций, отвечающих за прорисовку элементов пользовательского интерфейса, за доступ к системным ресурсам и т.п. дублировались бы полностью во всех приложениях, что привело бы к быстрому истощению самого дорогого ресурса - оперативной памяти. В качестве решения возникшей проблемы, еще на UNIX-подобных платформах была предложена концепция динамической компоновки (см. рис. 2).

Но, чем же отличаются Dynamic Link Library (DLL) от обычных приложений? Для понимания этого требуется уточнить понятия задачи (task), экземпляра (копии) приложения (instance) и модуля (module).

При запуске нескольких экземпляров одного приложения, Windows загружает в оперативную память только одну копию кода и ресурсов - модуль приложения, создавая несколько отдельных сегментов данных, стека и очереди сообщений (см. рис. 3), каждый набор которых представляет из себя задачу, в понимании Windows. Копия приложения представляет из себя контекст, в котором выполняется модуль приложения.

DLL - библиотека также является модулем. Она находится в памяти в единственном экземпляре и содержит сегмент кода и ресурсы, а также сегмент данных (см. рис. 4).

DLL - библиотека, в отличие от приложения не имеет ни стека, ни очереди сообщений. Функции, помещенные в DLL, выполняются в контексте вызвавшего приложения, пользуясь его стеком. Но эти же функции используют сегмент данных, принадлежащий библиотеке, а не копии приложения.

В силу такой организации DLL, экономия памяти достигается за счет того, что все запущенные приложения используют один модуль DLL, не включая те или иные стандартные функции в состав своих модулей.

Часто, в виде DLL создаются отдельные наборы функций, объединенные по тем или иным логическим признакам, аналогично тому, как концептуально происходит планирование модулей (в смысле unit) в Pascal. Отличие заключается в том, что функции из модулей Pascal компонуются статически - на этапе линковки, а функции из DLL компонуются динамически, то есть в run-time.

Создание DLL в Delphi (экспорт)

Для программирования DLL Delphi предоставляет ряд ключевых слов и правил синтаксиса. Главное - DLL в Delphi такой же проект как и программа.

Рассмотрим шаблон DLL:


Имя файла проекта для такого шаблона должно быть MYDLL.DPR.

К сожалению, в IDE Delphi автоматически генерируется только проект программы, поэтому Вам придется проект DLL готовить вручную. В Delphi 2.0 это неудобство устранено.

Как и в программе, в DLL присутствует раздел uses. Инициализационная часть необязательна. В разделе же exports перечисляются функции, доступ к которым должен производится из внешних приложений.

Экспортирование функций (и процедур) может производится несколькими способами:

  • по номеру (индексу)
  • по имени

В зависимости от этого используется различный синтаксис:


Так как в Windows существует понятие "резидентных функций" DLL, то есть тех функций, которые находятся в памяти на протяжении всего времени существования DLL в памяти, в Delphi имеются средства для организации и такого рода экспорта:


то индексирование экспортируемых функций будет произведено Delphi автоматически, а такой экспорт будет считаться экспортом по имени, совпадающему с именем функции. Тогда объявление импортируемой функции в приложении должно совпадать по имени с объявлением функции в DLL. Что же касается директив, накладываемых уже на импортируемые функции, то об этом мы поговорим ниже.

Использование DLL в Delphi (импорт)

Для организации импорта, т.е. доступа к функциям, экспортируемым из DLL, так же как и для их экспорта, Delphi предоставляет стандартные средства.

Для показанных выше примеров, в Вашей программе следует объявить функции, импортируемые из DLL таким образом:


Этот способ называется статическим импортом.

Как Вы могли заметить, расширение файла, содержащего DLL, не указывается - по умолчанию подразумеваются файлы *.DLL и *.EXE. Как же тогда быть в случае, если файл имеет другое расширение (например, как COMPLIB.DCL в Delphi), или если требуется динамическое определение DLL и импортируемых функций (например, Ваша программа работает с различными графическими форматами, и для каждого из них существует отдельная DLL.)?

Для решения такого рода проблем Вы можете обратиться напрямую к API Windows, используя, так называемый, динамический импорт:


uses WinTypes, WinProcs, ... ; type TMyProc = procedure ; var Handle: THandle; MyImportProc: TMyProc; begin Handle:= LoadLibrary("MYDLL"); if Handle >= 32 then { if begin @MyImportProc:= GetProcAddress(Handle, "MYEXPORTPROC"); if MyImportProc nil then ... {using imported procedure} end ; FreeLibrary(Handle); end ;

Синтаксические диаграммы объявлений экспорта/импорта, подмена точки выхода из DLL, и другие примеры, Вы можете найти в OnLine Help Delphi, Object Pascal Language Guide, входящему в Borland RAD Pack for Delphi, и, например, в книге "Teach Yourself Delphi in 21 Days".

Если не говорить о генерируемом компилятором коде (сейчас он более оптимизирован), то все правила синтаксиса остались те же, что и в Borland Pascal 7.0

DLL, использующие объекты VCL для работы с данными

При создании своей динамической библиотеки Вы можете использовать вызовы функций из других DLL. Пример такой DLL есть в поставке Delphi (X:\DELPHI\DEMOS\BD\BDEDLL). В эту DLL помещена форма, отображающая данные из таблицы и использующая для доступа к ней объекты VCL (TTable, TDBGrid, TSession), которые, в свою очередь, вызывают функции BDE. Как следует из комментариев к этому примеру, для такой DLL имеется ограничение: ее не могут одновременно использовать несколько задач. Это вызвано тем, что объект Session, который создается автоматически при подключении модуля DB, инициализируется для модуля, а не для задачи. Если попытаться загрузить эту DLL вторично из другого приложения, то возникнет ошибка. Для предотвращения одновременной загрузки DLL несколькими задачами нужно осуществить некоторые действия. В примере - это процедура проверки того, используется ли DLL в данный момент другой задачей.

Исключительные ситуации в DLL

Возникновение исключительной ситуации в DLL, созданной в Delphi, приведет к прекращению выполнения всего приложения, если эта ситуация не была обработана внутри DLL. Поэтому желательно предусмотреть все возможные неприятности на момент разработки DLL. Можно порекомендовать возвращать результат выполнения импортируемой функции в виде строки или числа и, при необходимости, заново вызывать исключительную ситуацию в программе.


function MyFunc: string ; begin try {собственно код функции} except on EResult: Exception do Result:=Format(DllErrorViewingTable, ) else Result:= Format(DllErrorViewingTable, ["Unknown error"]); end ; end ;

Код в программе:


StrResult:= MyFunc; if StrResult "" then raise Exception.Create(StrResult);

Статья Использование DLL в Delphi раздела Файловая система DLL и PlugIns может быть полезна для разработчиков на Delphi и FreePascal.


В связи с бурным развитием технологий программирования, все больше людей сталкиваются с проблемой наращивания возможностей своих программ. Данная статья посвящена именно этому вопросу, а именно - программирование DLL в Borland Delphi. Кроме того, так как мы затронем вопросы по использованию библиотек DLL, то попутно коснемся импортирования функций из чужих DLL (в том числе и системных, т.е. WinAPI ).

Области применения DLL

Итак, зачем же нужны библиотеки DLL и где они используются?.. Перечислим лишь некоторые из областей их применения:

Отдельные библиотеки, содержащие полезные для программистов дополнительные функции.

Например, функции для работы со строками, или же - сложные библиотеки для преобразования изображений.

Хранилища ресурсов. В DLL можно хранить не только программы и функции, но и всевозможные ресурсы - иконки, рисунки, строковые массивы, меню, и т.д.

Библиотеки поддержки. В качестве примера можно привести библиотеки таких известных пакетов, как: DirectX , ICQAPI (API для ICQ), OpenGL и т.д.

Части программы. Например, в DLL можно хранить окна программы (формы), и т.п.

Плагины (Plugins) . - Вот где настоящий простор для мыслей программиста! Плагины - дополнения к программе, расширяющие ее возможности. Например, в этой статье мы рассмотрим теорию создания плагина для собственной программы.

Разделяемый ресурс. DLL (Dynamic Link Library) может быть использована сразу несколькими программами или процессами (т.н. sharing - разделяемый ресурс)

Краткое описание функций и приемов для работы с DLL

Итак, какие же приемы и функции необходимо использовать, чтобы работать с DLL? Разберем два метода импортирования функций из библиотеки:

1 способ . Привязка DLL к программе. Это наиболее простой и легкий метод для использования функций, импортируемых из DLL. Однако (и на это следует обратить внимание) этот способ имеет очень весомый недостаток - если библиотека, которую использует программа, не будет найдена, то программа просто не запустится, выдавая ошибку и сообщая о том, что ресурс DLL не найден. А поиск библиотеки будет вестись: в текущем каталоге, в каталоге программы, в каталоге WINDOWSSYSTEM, и т.д.

Итак, для начала - общая форма этого приема:

Implementation
...
function FunctionName(Par1: Par1Type; Par2: Par2Type; ...): ReturnType; stdcall; external "DLLNAME.DLL" name "FunctionName" index FuncIndex;
// или (если не функция, а процедура):
procedure ProcedureName(Par1: Par1Type; Par2: Par2Type; ...); stdcall; external "DLLNAME.DLL" name "ProcedureName" index ProcIndex;

Здесь: FunctionName (либо ProcedureName) - имя функции (или процедуры), которое будет использоваться в Вашей программе;

Par1, Par2, ... - имена параметров функции или процедуры;
Par1Type, Par2Type, ... - типы параметров функции или процедуры (например, Integer);
ReturnType - тип возвращаемого значения (только для функции);
stdcall - директива, которая должна точно совпадать с используемой в самой DLL;
external "DLLNAME.DLL" - директива, указывающая имя внешней DLL, из которой будет импортирована данная функция или процедура (в данном случае - DLLNAME.DLL);
name "FunctionName" ("ProcedureName") - директива, указывающая точное имя функции в самой DLL.

Это необязательная директива, которая позволяет использовать в программе функцию, имеющую название, отличное от истинного (которое она имеет в библиотеке);
index FunctionIndex (ProcedureIndex) - директива, указывающая порядковый номер функции или процедуры в DLL. Это также необязательная директива.

2 способ . Динамическая загрузка DLL. Это гораздо более сложный, но и более элегантный метод. Он лишен недостатка первого метода. Единственное, что неприятно - объем кода, необходимого для осуществления этого приема, причем сложность в том, что функция, импортируемая из DLL достуна лишь тогда, когда эта DLL загружена и находится в памяти... С примером можно ознакомиться ниже, а пока - краткое описание используемых этим методом функций WinAPI:

LoadLibrary (LibFileName: PChar) - загрузка указанной библиотеки LibFileName в память. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (THandle) DLL в памяти.
GetProcAddress (Module: THandle ; ProcName: PChar) - считывает адpес экспоpтиpованной библиотечной функции. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (TFarProc) функции в загруженной DLL.
FreeLibrary (LibModule: THandle) - делает недействительным LibModule и освобождает связанную с ним память. Следует заметить, что после вызова этой процедуры функции данной библиотеки больше недоступны.

Практика и примеры

Ну а теперь пора привести пару примеров использования вышеперечисленных методов и приемов: Пример 1. Привязка DLL к программе

Implementation

{Определяем внешнюю библиотечную функцию}

Function GetSimpleText(LangRus: Boolean): PChar; stdcall; external "MYDLL.DLL";


begin
{И используем ее}
ShowMessage(StrPas(GetSimpleText(False)));
{ShowMessage - показывает диалоговое окно с указанной надписью; StrPas - преобразует строку PChar в string}
end;

Теперь то же самое, но вторым способом - с динамической загрузкой: Пример 2. Динамическая загрузка DLL

{... Здесь идет заголовок файла и определение формы TForm1 и ее экземпляра Form1}

Var
Form1: TForm1;
GetSimpleText: function (LangRus: Boolean): PChar;
LibHandle: THandle;

Procedure Button1Click(Sender: TObject);
begin
{"Чистим" адрес функции от "грязи"}
@GetSimpleText:= nil;
{Пытаемся загрузить библиотеку}
LibHandle:= LoadLibrary("MYDLL.DLL");
{Если все OK}
if LibHandle >= 32 then begin
{...то пытаемся получить адрес функции в библиотеке}
@GetSimpleText:= GetProcAddress(LibHandle,"GetSimpleText");
{Если и здесь все OK}
if @GetSimpleText nil then
{...то вызываем эту функцию и показываем результат}
ShowMessage(StrPas(GetSimpleText(True)));
end;
{И не забываем освободить память и выгрузить DLL}
FreeLibrary(LibHandle);
end;

ПРИМЕЧАНИЕ : Следует воздерживаться от использования типа string в библиотечных функциях, т.к. при его использовании существуют проблемы с "разделением памяти". Подробней об этом можно прочитать (правда, на английском) в тексте пустого проекта DLL, который создает Delphi (File -> New -> DLL). Так что лучше используйте PChar, а затем при необходимости конвертируйте его в string функцией StrPas .

Ну а теперь разберем непосредственно саму библиотеку DLL: Пример 3. Исходник проекта MYDLL.DPR
library mydll;

Uses SysUtils, Classes;

{Определяем функцию как stdcall}
function GetSimpleText(LangRus: Boolean): PChar; stdcall;
begin
{В зависимости от LangRus возвращаем русскую (True) либо английскую (False) фразу}
if LangRus then
Result:= PChar("Здравствуй, мир!")
else
Result:= PChar("Hello, world!");
end;

{Директива exports указывает, какие функции будут экспортированы этой DLL}
exports GetSimpleText;

Begin
end.

Размещение в DLL ресурсов и форм

В DLL можно размещать не только функции, но и курсоры, рисунки, иконки, меню, текстовые строки. На этом мы останавливаться не будем. Замечу лишь, что для загрузки ресурса нужно загрузить DLL, а затем, получив ее дескриптор, - загружать сам ресурс соотвествующей функцией (LoadIcon, LoadCursor, и т.д.). В этом разделе мы лишь немного затронем размещение в библиотеках DLL окон приложения (т.е. форм в Дельфи).

Для этого нужно создать новую DLL и добавить в нее новую форму (File -> New -> DLL, а затем - File -> New Form). Далее, если форма представляет собой диалоговое окно (модальную форму (bsDialog)), то добавляем в DLL следующую функцию (допустим, форма называется Form1, а ее класс - TForm1): Пример 4. Размещение формы в DLL
function ShowMyDialog(Msg: PChar): Boolean; stdcall;

...
exports ShowMyDialog;

Function ShowMyDialog(Msg: PChar): Boolean;
begin
{Создаем экземпляр Form1 формы TForm1}
Form1:= TForm1.Create(Application);
{В Label1 выводим Msg}
Form1.Label1.Caption:= StrPas(Msg);
{Возвращаем True только если нажата OK (ModalResult = mrOk)}
Result:= (Form1.ShowModal = mrOk);
{Освобождаем память}
Form1.Free;
end;

Если же нужно разместить в DLL немодальную форму, то необходимо сделать две функции - открытия и закрытия формы. При этом нужно заставить DLL запомнить дескриптор этой формы.

Создание плагинов

Здесь мы не будем подробно рассматривать плагины, т.к. уже приведенные выше примеры помогут Вам легко разобраться в львиной части программирования DLL. Напомню лишь, что плагин - дополнение к программе, расширяющее ее возможности. При этом сама программа обязательно должна предусматривать наличие таких дополнений и позволять им выполнять свое предназначение.

Т.е., например, чтобы создать плагин к графическому редактору, который бы выполнял преобразование изображений, Вам нужно предусмотреть как минимум две функции в плагине (и, соответственно, вызвать эти функции в программе) - функция, которая бы возвращала имя плагина (и/или его тип), чтобы добавить этот плагин в меню (или в тулбар), плюс главная функция - передачи и приема изображения. Т.е. сначала программа ищет плагины, потом для каждого найденного вызывает его опозновательную функцию со строго определенным именем (например, GetPluginName) и добавляет нужный пункт в меню, затем, если пользователь выбрал этот пункт - вызывает вторую функцию, которой передает входное изображение (либо имя файла, содержащего это изображение), а эта функция, в свою очередь, обрабатывает изображение и возвращает его в новом виде (или имя файла с новым изображением). Вот и вся сущность плагина... :-)

DLL-библиотека позволяет объединить в одно целое повторно используемый код. Функции из DLL - библиотеки могут подключаться динамически во время выполнения, в отличие от функций из пакетов Delphi, линкуемых статически на этапе компиляции приложения.

Для того чтобы создать DLL-библиотеку, для начало необходимо выполнить команду меню File|New|Other и выбрать на странице New диалога New Item элемент DLL Wizard.

Мастер DLL Wizard автоматически создаст пустой шаблон для DLL-библиотеки. В отличие от обычного модуля, начинающегося с ключевого слова unit, модуль DLL-библиотеки начинается с ключевого слова library. Секция uses модуля DLL-библиотеки требует подключения только двух пакетов: SysUtils и Classes.

Создание DLL-функции состоит из нескольких этапов:

1. Сначала в секции реализации модуля следует ввести сигнатуру функции и запрограммировать код, выполняемый функцией.

3. В заключение функцию, которую предполагается использовать не только внутри модуля, но и вызывать из других приложений, следует объявить как экспортируемую в секции exports.

Функции из DLL-библиотеки могут вызываться как из приложений, разработанных в Delphi, так и из приложений, написанных на других языках программирования, таких, как C++.

Порядок выделения памяти под параметры и освобождения ее различен для разных языков программирования. Для того чтобы не возникла ошибка времени выполнения, объявление функции в DLL-библиотеке и ее объявление в приложении должны использовать одинаковый механизм передачи параметров. При объявлении процедуры или функции может быть указан один из следующих механизмов передачи параметров:

Способ передачи параметров указывается через точку с запятой после описания функции. Например:

function F1 (X, Y, Z: Real]: Real; stdcall;.

Различные способы передачи параметров определяют порядок передачи параметров (слева направо или справа налево), а также указывают, кто будет освобождать память стека (вызываемая или вызывающая процедура). При использовании DLL-библиотек в качестве компонентов, вызываемых из приложений на других языках программирования, следует использовать соответствующий модификатор вызова. Для приложений на C++ применяется модификатор вызова stdcall.

Для того чтобы функцию, описанную в DLL-библиотеке, можно было вызвать из другого приложения, эту функцию следует экспортировать. Список всех экспортируемых функций указывается в секции exports через запятую

и завершается символом точка с запятой. Экспорт функций может выполняться тремя способами:

По имени функции, используемому в DLL-библиотеке;

По имени функции, заданному как имя экспорта;

По присвоенному функции индексу.

Для того чтобы присвоить функции некоторый индекс, его следует указать в секции exports после имени функции с ключевым словом index.

Для того чтобы экспортируемая функция вызывалась по имени, отличном от имени, используемого в DLL-библиотеке, в секции exports после имени функции следует указать ключевое слово name и новое имя экспорта для данной функции.

DLL - библиотека не является выполняемым модулем. Для получения ее кода достаточно произвести компиляцию проекта.

library Projectl;

SysUtils, Classes;

function F1(X, Y: Integer): Integer; stdcall;

Статическое подключение DLL-библиотеки

DLL-библиотека может подключаться или статически, или динамически. При подключении DLL-библиотеки она загружается в память приложения.

При статическом подключении DLL-библиотека загружается один раз при запуске приложения. На всем протяжении выполнения приложения имя функции, импортируемой из DLL-библиотеки, которая была подключена статически, указывает на одну и ту же функцию (точку входа в DLL) в одной и той же DLL. Все функции из DLL-библиотеки, которые будут использоваться в приложении первоначально, должны быть объявлены как внешние. При этом следует указать, если требуется, модификатор вызова. Если функция вызывается по индексу, то для нее следует задать имя, используемое в приложении, и индекс функции в DLL-библиотеке.

Объявления внешних функций выполняется в секции implementation до использования этих функций.

Объявление внешней функции с ключевым словом external определяет, что будет использовано статическое связывание.

TForml = class(TForm)

Editl: TEdit; [Поле для ввода первого значения}

Edit2: TEdit; (Поле для ввода второго значения}

Edit3: TEdit; (Поле для отображения результата

выполнения функции из DLL-библиотеки}

Buttonl: TButton; {Выполняется вызов функции, используемой по имени)

Button2: TButton; [Выполняется вызов функции, используемой по индексу}

procedure ButtonlClickfSender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

{ Private declarations }

(Public declarations }

(Объявление экспортируемых функций}

function Fl (i: Integer; j:Integer): Integer; stdcall;

external "Projectl.dll";

function F2 (i: Integer; j:Integer): Integer; stdcall;

external "Projectl.dll index 2;

procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject);

{Вызов экспортируемой функции}

Edit3.Text:=IntToStr(Fl(StrToInt(Editl.Text),StrToInt{Edit2.Text)));

procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject);

Edit3.Text:=JntToStr(F2(StrToInt(Editl.Text),StrToInt(Edit2.Text)));

Динамическое подключение DLL-библиотеки

В отличие от статического подключения DLL-библиотеки, выполняемого в момент загрузки приложения, динамическое подключение DLL-библиотеки может быть выполнено в любой точке выполнения программы. После вызова функции из DLL-библиотеки ее можно отключить. При одновременном использовании нескольких DLL-библиотек это дает ощутимую экономию памяти. Для динамического подключения DLL-библиотеки используются функции Windows API. Windows API - это набор стандартных функций, используемый для реализации взаимодействия с операционной системой.

При вызове функции из динамически подключаемой DLL-библиотеки вместо определения имени функции как external в случае статического связывания следует определить новый тип, соответствующий типу вызываемой функции, и создать переменную данного типа.

Для того чтобы выполнить вызов функции из динамически подключаемой DLL-библиотеки, выполните следующие действия:

1. Создайте новый тип. соответствующий типу вызываемой функции (имя нового типа можно ввести после секции type).

Например:

TMyFl=function(i,j:Integer):Integer; stdcall;

2. В секции var interface-секции модуля создайте переменную созданного типа функции. Например: MyFl: TMyFl;

3. Перед загрузкой DLL-библиотеки объявите переменную типа Integer, которая будет содержать дескриптор подключаемой библиотеки.

4. Вызовите метод LoadLibrary, выполняющий подключение DLL-библиотеки. Например; h:=LoadLibrary ("Projectl.dll");

5. Проверьте, успешно ли выполнено подключение библиотеки. Если имя DLL-библиотеки указано неверно или библиотека не найдена, то функция LoadLibrary вернет значение 0.

6. В случае успешного подключения DLL-библиотеки далее следует получить адрес функции. Для этого используется функция Windows API GetProcAddress, в качестве параметров которой указывается дескриптор DLL-библиотеки и имя подключаемой функции. Например: @MyFl: =GetProcAddress (h, " Fl ");

7. Если адрес функции получен, то значение адреса (в нашем примере @MyFl) не должно быть равно nil.

8. На этом этапе можно выполнять вызов функции из динамически подключенной DLL-библиотеки.

9. Для освобождения и соответственно выгрузки DLL-библиотеки вызовите метод FreeLibrary, выполняющий отключение DLL-библиотеки.

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics,

Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

TForml = class(TForm)

Button3: TButton;

procedure Button3Click

procedure TForml.Button3Click(Sender: TObject);

h:=LoadLibrary("Projectl.dll");

if h <> 0 then

@MyFl:=GetProcAddress(h,"Fl");

if @MyFl <> nil then

Edit3.Text:=IntToStr(MyFl(StrToInt{Editl.Text),

StrToInt(Edit2.Text)));

Использование DLL-библиотеки для вызова общих модальных диалогов.

Результатом выполнения процедуры из DLL-библиотеки может быть отображение некоторого модального диалога. Для этого следует в экспортируемом методе создать объект форма, отобразить ее как модальный диалог, а затем удалить объект форма. При этом в самой форме следует предусмотреть вызов метода Close для завершения диалога.

Для создания формы используется метод Create, в качестве параметра которому передается указатель на родительскую форму - форму вызывающего приложения. Этот параметр передается вызываемой DLL-функции.

library Projectl;

Unitl_DLL in "Unitl_DLL.pas" {Forml};

procedure MyModalForm (var Z:Integer ;F:TForm1); stdcall;

Form1:=TForml.Create(F);

(Параметр F передается при вызове процедуры и содержит указатель

на родительскую форму - форму вызывающего приложения}

Не раз приходилось получать письма с просьбой рассказать о создании и использовании DLL в Delphi. В этой статье мы с Вами во всем разберемся и создадим свою библиотеку. Динамически связанные библиотеки (Dinamic Link Library) дают возможность различным приложениям при своей работе использовать общий набор ресурсов. Важно то, что процедуры и функции, помещенные в DLL, выполняются внутри того процесса, который их использует. DLL предоставляет для всех приложений одну единственную копию ресурса, который совместно используется всеми запросившими его приложениями, в отличие от подпрограмм, которые запускают для каждого вызвавшего их приложения свою отдельную копию. Так же в отличия DLL от подпрограмм можно включить и то, что DLL могут экспортировать только процедуры и функции, но не типы, константы и т.д.

Хочется привести отрывок из «Уроков по Дельфи» о структуре DLL в памяти:

DLL - библиотека, в отличие от приложения не имеет ни стека, ни очереди сообщений. Функции, помещенные в DLL, выполняются в контексте вызвавшего приложения, пользуясь его стеком. Но эти же функции используют сегмент данных, принадлежащий библиотеке, а не копии приложения. В силу такой организации DLL, экономия памяти достигается за счет того, что все запущенные приложения используют один модуль DLL, не включая те или иные стандартные функции в состав своих модулей. Часто, в виде DLL создаются отдельные наборы функций, объединенные по тем или иным логическим признакам, аналогично тому, как концептуально происходит планирование модулей (в смысле unit) в Pascal. Отличие заключается в том, что функции из модулей Pascal компонуются статически - на этапе линковки, а функции из DLL компонуются динамически, то есть в run-time.

Создание DLL

Структура DLL мало чем отличается от обычной структуры модуля в Object Pascal. Начинаться DLL должна со слова Library, за которым помещается название библиотеки. Функции и процедуры, которые DLL будет предоставлять другим пользователям (экспортировать), перечисляются после директивы exports.

Для каждой процедуры или функции можно указать ее номер с помощью директивы Index. Если номер будет отсутствовать, то компилятор проведет автоматическую индексацию. Вместо номера процедуры можно использовать уникальное имя, которое задается с помощью директивы name. Если же не указано ни имени функции, ни ее номера, то Дельфи воспримет это как экспорт по имени, которое будет совпадать с названием функции.

Библиотека может содержать также и код инициализации, который будет выполнен при ее загрузке. Он помещается между begin и end. Вот общая структура DLL:

Library First_Dll; uses <используемые модули>; <объявления и описания функций> exports <экспортируемые функции> <описание процедур и функций> begin <инициализационная часть> end.

Приведу примеры описания экспортируемых функций в разделе exports:

Exports Function1 index 2; Fucntion2 name "My_sqr"; Function3;

Как Вы уже догадались, имя функции может не совпадать с именем для экспорта!!!

Использование DLL

Модуль, в котором необходимо использовать процедуры и функции из DLL должен использовать директиву external. Существует два способа использования DLL (динамический и статический). В первом случае, приложение вызывающее функцию из DLL знает имя библиотеки и точку входа в нее, при этом предполагается, что библиотека не меняется. Во втором случае перед использованием DLL следует убедиться, что требуемая библиотека существует, и в ней есть необходимая подпрограмма.

Импортировать подпрограмму можно по ее имени и номеру. Поиск подпрограммы по номеру происходит быстрее, но всегда это удобно.

Ниже приведены примеры импорта функций из нашей First_DLL, которая была рассмотрена в примере:

{ импорт по специфицированному имени } Function ImportByName; external "First_DLL" name "My_sqr"; { импорт по индексу } Function ImportByOrdinal; external "First_DLL" index 2; { импорт по оригинальному имени } Function Fucntion3; external "First_DLL";

Мы рассмотрели статический метод использования DLL. Но в некоторых случаях заранее не известно какая именно потребуется библиотека, поэтому следует воспользоваться динамическим методом:

Uses WinTypes, WinProcs, ... ; type TMyProc = procedure ; var Handle: THandle; MyImportProc: TMyProc; begin Handle:=LoadLibrary("FirstDLL"); if Handle>=32 then { если <=32 - ошибка! } begin @MyImportProc:=GetProcAddress(Handle,"My_sqr"); if MyImportProc<>nil then ...... {здесь используем полученную функцию} end; FreeLibrary(Handle); end;

Но по-моему все что здесь написано не очень-то понятно и хочется реальных завершенных примеров. Я всегда расстраивался, когда в статьях было мало примеров, а одна только теория, поэтому предлагаю Вашему вниманию простой пример использования DLL.

Нажмите в меню File -> New и выберите DLL. Сохраните готовый шаблон, как предлагается, под именем Project1.dpr.

Ниже приведен его полный код:

Library Project1; uses SysUtils,Classes; Function Function1(x,y:integer):integer; export; bgin result:=x+y; end; Function Function2(x,y:real):real; export; var t:real; begin t:=exp(y*ln(x)); result:=t; end; exports Function1 index 1, Function2 name "My_sqr"; begin end.

Здесь две функции, первая вычисляет сумму двух чисел и экспортируется по номеру, а вторая вычисляет x в степени y и экспортируется по имени.

Теперь создадим новый проект и сохраним его под каким-нибудь другим именем, например, DemoDLL. Разместим на форме две кнопки, щелчок на первой из них будет вызывать первую процедуру, а щелчок на второй - вторую. Вот полный код этого демо-проекта:

Unit demo; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Button2: TButton; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.DFM} function ImportSumm(x,y:integer):integer; external "Project1" index 1; //импорт по номеру function ImportSqr(x,y:real):real; external "Project1" name "My_sqr"; //импорт по имени procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var t:real; begin //Узнаем сколько же будет два в третьей степени t:=ImportSqr(2,3); Showmessage(FloatTostr(t)); end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var t:integer; begin //Узнаем сколько же будет 10+10 t:=ImportSumm(10,10); Showmessage(IntTostr(t)); end; end.

Программист Delphi, MySQL. Образование: высшее. Специальность: программное обеспечение информационных технологий.

Что такое DLL - знает, как минимум, большинство пользователей PC, тем более программисты, к которым Вы, скорее всего и относитесь, раз читаете эту статью. В этой статье я постараюсь пробежаться по всем общим вопросам, касающимся DLL.

Что конкретно мы рассмотрим:

  1. Как обычно, из области "Hello World", мы создадим свою первую DLL.
  2. Научимся пользоваться функциями этой DLL из своих программ.
  3. Научимся просматривать функции, которые экспортирует определенная DLL.
  4. Может, что нибудь еще....

Процесс создания DLL

Начнем с самого простого - написание своей первой DLL, которая будет содержать всего лишь одну функцию, которая выводит сообщение "Hello World".

  1. Запускаем Delphi (Я использую Delphi 6).
  2. Далее: File -> New ->Other

На закладке New дважды щелкаем по объекту DLL Wizard. Откроется новый проект. Сохраните его, например, с именем MyFirstDLL.

Чистый модуль имеет примерно такое содержание:

Library MyFirstDLL; uses SysUtils, Classes; {$R *.res} begin end.

Теперь напишем всего лишь одну функцию, которая вызовет ShowMessage() из модуля Dialogs. Следовательно, перед началом оформления процедуры допишем в раздел Uses модуль Dialogs. Что, примерно, должно у вас получится:

Library MyFirstDLL; uses Dialogs; procedure MyFirstFunc; stdcall; begin ShowMessage("Hello World"); end; exports MyFirstFunc; begin end.

Как видите, тут нет ничего очень сложного. Единственное скажу, что можно вызывать функции как по имени, так и по индексу (номеру), для этого надо писать так:

Exports MyFirstFunc index 1;

Если что не понятно в этом коде, то все таки постарайтесь разобраться сначала сами. Думаю, что с этим проблем не будет... Но если что, то forum.! Идем дальше, как же можно теперь пользоваться этой (MyFirstFunc) функцией из других проектов?

Использование функций DLL

Первый шаг сделан, дело за малым... Как нам использовать эту функцию?

Есть, как минимум, два способа загрузки:

  1. Статический
  2. Динамический

Второй способ предпочтительнее, так во время загрузки мы можем следить за всем происходящим и можем править все ошибки, происходящие при подгружении. Но, сначала, поглядим первый способ:

Создаем новый проект, бросаем на форму одну кнопку и по событию OnClick этой кнопки и пишем следующее:

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin MyProc(); end;

Но это еще не все! В разделе implementation проекта запишите:

Implementation procedure MyProc(); stdcall; external "MyFirstDLL.dll" name "MyFirstFunc";

Готово! Компилируйте проект и жмите на кнопку! Если показалось ваше сообщение, то все ок!

Теперь рассмотрим способ с динамической загрузкой. Для этого метода используют функцию LoadLibrary(), а в конце, для выгрузки - FreeLibrary().

Посмотрите на примере:

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); type TMyFunc = procedure; var DLLInstance: THandle; MyFunc: TMyFunc; begin DLLInstance:= LoadLibrary(PChar("MyFirstDLL.dll")); if (DLLInstance = 0) then begin MessageDlg("Невозможно загрузить DLL", mtError, , 0); Exit; end; try @MyFunc:= GetProcAddress(DLLInstance, "MyFirstFunc"); if Assigned(@MyFunc) then MyFunc() else MessageDlg("Не найдена искомая процедура!.", mtError, , 0); finally FreeLibrary(DLLInstance); end; end;

После успешной загрузки DLL функцией LoadLibrary(), с помощью GetProcAddress() найдем адрес нашей функции, по которому и будем вызывать нашу процедуру из DLL. В конце, обязательно, надо сделать FreeLibrary(). Это настолько важно, что весь код после успешной загрузки, вполть до FreeLibrary() я заключил в блок try finally. Это гарантирует выполнение FreeLibrary, даже если при выполнении действий внутри блока try except, возникнет непредвиденная ошибка в виде исключения (Exception).

Дело в том, что успешные вызовы LoadLibrary и FreeLibrary обязательно должны быть парными. И вот почему. Система, для каждой загружаемой процессом библиотеки, ведет внутри себя счетчик, который увеличивается на 1 при каждом успешном вызове LoadLibrary. Соответственно, при выполнени FreeLibrary, она уменьшает этот счетчик, и если он становится равным нулю, то это означает что данная библиотека более не нужна данному процессу, и ее можно смело удалить из памяти.

Если-же правило парности не соблюдать, то это может привести либо к преждевременной выгрузке (при лишнем FreeLibrary) библиотеки из памяти, либо к ее "застревании" там (при недостатке FreeLibrary).

При соблюдении же этого правила, можно не заботиться о возможной вложенности вызовов LoadLibrary / FreeLibrary.

Просмотр функций определенной DLL

Теперь посмотрим, как можно извлечь все имена функций из файлов PE формата, к которым и относится DLL. Структуру PE формата мы тут рассматривать не будем, следовательно, и исходник будет без пояснений.

Итак, создайте новый проект, бросьте на форму ListBox, в нём мы будем показывать имена функций.

Вот весь проект:

Unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TForm1 = class(TForm) lb: TListBox; procedure FormCreate(Sender: TObject); private { Private declarations } cmdline: String; ImageBase: DWord; DosHeader: PImageDosHeader; PeHeader: PImageNtHeaders; PExport: PImageExportDirectory; pname: PDWord; name: PChar; public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.dfm} procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); procedure FatalOsError; begin ShowMessage(SysErrorMessage(GetLastError())); Abort; end; Var i: Integer; begin try if (ParamCount() IMAGE_DOS_SIGNATURE) then FatalOsError; PEHeader:= PImageNtHeaders(DWord(ImageBase) + DWord(DosHeader^._lfanew)); if (PEHeader^.Signature IMAGE_NT_SIGNATURE) then FatalOsError; PExport:= PImageExportDirectory(ImageBase + DWord(PEHeader^.OptionalHeader.DataDirectory.VirtualAddress)); pname:= PDWord(ImageBase + DWord(PExport^.AddressOfNames)); For i:= 0 to PExport^.NumberOfNames - 1 do begin name:= PChar(PDWord(DWord(ImageBase) + PDword(pname)^)); lb.Items.Add(name); inc(pname); end; finally FreeLibrary(ImageBase); end; except Application.ShowMainForm:= False; Application.Terminate; end; end; end.

Если вы захотите сами разобраться в коде и у вас что-то не будет получаться, то на нашем форуме вам обязательно помогут, заходите!

Прицепляем наш Viewer ко всем DLL

У нас есть готовая DLL с функцией, есть просмотрщик функций. Осталось добавить некой функциональности для удобства дальнейшей работы. Давайте сделаем это.... В проводнике открываем любую папку. Идем в Сервис -> Свойства папки... Переходим на закладку "Типы файлов". В списке ищем формат DLL. Если такого нет, то жмем кнопку "Создать" и в поле "Расширение" пишем - DLL. Жмем ОК. Находим созданный нами тип - DLL. Выделяем его и жмем "Дополнительно". Далее "Создать", в поле "Действии" пишем то, что будет отображаться в контекстном меню, например DLL Viewer. Через обзор ищем нашу программку.

Все готово!

Теперь при клике правой кнопкой мыши по файлу формата DLL в меню будет наш DLL Viewer. Выбираем его и смотрим все функции!

Это все, спасибо за внимание!