Компьютерология - Информационный ресурс

Как работает отладчик. Хардкорная отладка с Linice: учимся работать в консольном отладчике ядра Жизненный цикл разработки эксплоита уровня ядра

Достойных отладчиков ядерного уровня и под Windows немного, а в Linux их можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те большей частью сырые, недоделанные или же заброшенные и мхом заросшие… Сегодня мы поговорим о самом популярном и наиболее интересном из них -
Linice .

Введение

Как уже можно догадаться по названию, Linice – это неофициальный «порт» легендарного
SoftICE под Linux , сохранивший интерфейс, систему команд и большинство возможностей последнего: всплытие по горячей клавишеLinice это ); установка аппаратных точек останова на все функции и системные вызовы; просмотр GDT/LDT/IDT, физических страниц памяти; возможности, позаимствованные из GDB (вызов произвольной функции командой CALL, сохранение/восстановление контекста регистров, внутренние переменные и т.д.).

В отличие от большинства других отладчиков, работающих через нереентерабельный и легко обнаруживаемый защитами механизм ptrace (Windows-аналогом которого является DEBUG_PROCESS, используемый прикладными отладчиками), Linice использует нативную трассировку, такую же, как в SoftICE, что позволяет обоим отладчикам отлаживать круто защищенные программы, с которыми другие уже не справляются.

На самом деле, это никакой не порт (отсюда и кавычки), а независимый проект, написанный с нуля и распространяющийся в исходных текстах на бесплатной основе (от SoftICE там только вдохновение). Основная часть кода, предназначенная для ядра 2.4, была написана немецким хакером Гораном Девиком, однако поддержкой ядра 2.6 занимались уже совсем другие люди: Daniel Reznick, Peter K. и Carlos Manuel Duclos Vergara. А наш соотечественник - Олег Худаков - переписал ассемблерные файлы с nasm"а на
gcc.

Исходные тексты лежат на официальном сайте проекта -
Linice%0A.com">www.Linice.com , там же находится документация, короткий FAQ и ссылка на форум
Linice%0A">groups.google.com/group/Linice . Готовые бинарные сборки отсутствуют.
Создатели проекта открыли свой собственный аккаунт на SourceForge, но поленились выложить на него какие бы то ни было файлы, представив на обозрение всего лишь 3 screenshot"а весьма низкого качества:
.

Системные требования

Последняя версия Linice носит номер 2.6 и датируется 28 июлем 2005 года, полностью поддерживая ядро 2.4.x и консольный VGA-режим. С более новыми ядрами наблюдаются серьезные проблемы, и ядро 2.6.x поддерживается лишь в ограниченном режиме.
Отладчик разрабатывался и тестировался под Debian 2.6. Его совместимость с остальными дистрибутивами не гарантируется, что вынуждает нас прибегать к бубну, но в некоторых случаях не помогает и бубен. Вообще-то, держать на своей машине Debian только для того, чтобы работать с Linice , – это вполне нормально. Давным-давно, когда реализации SoftICE для NT еще не существовало, многие хакеры инсталлировали Win 9x только для того, чтобы ломать программы, хотя сами сидели под
NT. Поскольку охватить все тонкости установки Linice в рамках одной статьи практически не реально, я ограничусь описанием процесса компиляции и запуска Linice под одним конкретным дистрибутивом - Knoppix 3.7 с ядром 2.4.1 в консольном VGA-режиме.
Linice поддерживает ACPI и многопроцессорные машины, но плохо дружит с X"ми, особенно на видеокартах, отличных от nVidia. 24-битную глубину цветности он вообще не воспринимает, «переваривая» только 8, 16 и 32 бита, поэтому отладку X-приложений удобнее вести через удаленный терминал, подключенный через COM-порт по протоколу VT100. При этом локальная клавиатура также будет работать с
Linice !

Компиляция и конфигурирование Linice

Скачиваем gzip-архив исходных текстов www.Linice .devic.us/Linice -2.6.tar.gz, занимающий чуть меньше мегабайта, распаковываем его на диск, заходим в каталог./docs и из файла readme узнаем, что сборка отладчика под ядро 2.4 осуществляется так:

# cd build
# ./make_bin-2.4
# cd ../bin
# make clean; mak e

Однако перед запуском make необходимо открыть файл./bin-2.4/Makefile и отредактировать строку «TARGET» в соответствии с конфигурацией и архитектурой целевой платформы. В частности, на ACPI-машинах с многоядерными или HyperThreading-процессорами она будет выглядеть так:

TARGET = -DSMP -DIO_APIC

После завершения компиляции в каталоге./bin появится множество файлов и каталогов, но значимыми из них являются только:

linsym – загрузочный модуль отладчика;
linince.dat – файл конфигурации;
xice – поддержка X"ов, при работе в текстовом режиме его можно удалить;
./Linice_2.4.27/Linice.o – загружаемый модуль ядра, содержащий непосредственно сам отладчик.

Процесс сборки Linice

Собрав минимально работающий комплект, неплохо бы получить и все остальное - демонстрационные отладочные примеры, находящиеся в каталоге./test и компилируемые скриптом compile, а также модуль расширения (по-нашему, плагин), лежащий в каталоге./ext, собираемый командой make и загружаемый командой insmod. Никакой пользы от него нет, но, изучив исходный текст, мы сможем писать свои собственные модули, расширяющие функциональность
Linice .

При загрузке Knoppix"а в нижней строке экрана появляется приглашение «boot:» где необходимо ввести «knoppix 2 vga=normal». Cheat-код «knoppix» выбирает ядро 2.4 (автоматически загружаемое по умолчанию, поэтому «knoppix» можно опустить), «2» блокирует загрузку X"ов, а «vga=normal» устанавливает стандартный vga-режим с разрешением 80x25.

Дождавшись завершения загрузки, говорим «su», затем «passwd» и вводим новый пароль для root"a, под которым тут же заходим в систему, воспользовавшись командой login. Если этого не сделать, попытка запуска Linice закончится сокрушительным провалом с воплем «segmentation fault».

При загрузке Knoppix"а с жесткого диска (на который его можно установить командой «sudo knoppix-installer», набранной в окне терминала из-под LiveCD-сессии) появится стартовое меню со списком доступных ядер. Выбираем Linux(2.4)-1 и нажимаем для задания параметров загрузки - «2 vga=normal». Слово «knoppix» писать не нужно, поскольку ядро уже и так выбрано. После завершения загрузки даем команду login и входим в систему под root"ом (предполагается, что аккаунт был создан ранее).

Запуск отладчика осуществляется командой./linsym –i, после чего тот немедленно появляется на экране. Если же этого не происходит, попробуй указать ключ "--verbose 3" для вывода диагностических сообщений.
Одной из причин отказа в загрузке может быть отсутствие файла /boot/System.map, содержащего адреса ядерных функций. Загрузка провалится и в том случае, если содержимое System.map не соответствует текущему ядру, что может произойти, например, при его рекомпиляции. Некоторые составители дистрибутивов либо вообще не включают System.map (полагая, что это усилит безопасность системы, так как rootkit"ам будет сложнее осуществить перехват syscall"ов), либо помещают сюда что-то совершенно левое и вообще непонятно откуда взявшееся. В таких случаях достаточно просто перекомпилировать ядро, указав отладчику путь к файлу System.map с помощью ключа "-m", если он расположен не в /boot, а где-нибудь в другом месте. Таким образом, и безопасность не пострадает, и Linice сможет работать!
Возврат из отладчика в систему происходит по или с помощью команды «x ». Комбинация вызывает отладчик из любой программы. Однако вовсе не факт, что мы очутимся в ее контексте, ведь Linux - многозадачная система, переключающая процессы один за другим, а команды ADDR (переключающей контексты) в «лексиконе» Linice все еще не существует, и когда она появится - неизвестно. Поэтому приходится хитрить, устанавливая точки останова на системные вызовы, используемые конкретной программой, или врываясь в процесс по методу INT 03h, о чем мы сейчас и поговорим.

За выгрузку отладчика (если его действительно хочется выгрузить) отвечает ключ "-x", переданный все тому же linsym"у.

Основы работы с Linice

Для тех, кто уже работал с SoftICE, освоение Linice не представит никакой проблемы. Здесь используются все те же команды: D – дамп памяти, E – редактирование памяти, T – пошаговая трассировка, P – трассировка без захода в функции, R – просмотр/модификация регистров, BPM/BPX – установка точки останова на доступ/исполнение памяти и т.д. Полный перечень команд содержится как во встроенной справке, вызываемой по HELP (кстати, «HELP имя_команды» выдает дополнительную информацию по команде), так и в штатной документации.

Давай нажмем и пороемся в списке процессов, выводимых на экран командой PROC, причем текущий процесс выделяется голубым цветом:

:PROC

1 0000 C1C3E000 SLEEPING 0 0 init
2 0000 F7EE8000 SLEEPING 0 0 keventd
3 0000 F7EE2000 SLEEPING 0 0 ksoftirqd_CPU0
4 0000 F7EE0000 SLEEPING 0 0 ksoftirqd_CPU1
5 0000 F7ED0000 SLEEPING 0 0 kswapd
6 0000 F7EAA000 SLEEPING 0 0 bdflush
7 0000 F7EA8000 SLEEPING 0 0 kupdated
56 0000 F6A36000 SLEEPING 0 0 kjournald
1006 0000 F7A34000 RUNNING 0 0 automount
1013 0000 F68E6000 SLEEPING 0 0 cupsd
...
1105 0000 F6DDE000 SLEEPING 0 0 mc
1106 0000 F6DD4000 SLEEPING 0 0 cons.saver

Процессы - это, конечно, хорошо, но как же все-таки нам отлаживать программы? Самое простое – воткнуть в точку входа машинную команду CCh, соответствующую инструкции INT 03h, предварительно записав содержимое оригинального байта. Это можно сделать любым hex-редактором, например, неоднократно упоминаемым мной
HTE.

Загрузив файл в редактор, нажимаем (mode), выбираем elf/image, подгоняем курсор к «entrypoint:», давим (edit) и изменяем первый байт на CCh, сохраняем изменения по (save) и выходим. При запуске пропатченной программы Linice немедленно всплывает, потревоженный исключением, сгенерированным CCh, после которого EIP указывает на конец
CCh.

Состояние программы c пропатченной точкой входа в момент всплытия отладчика

0023:080482C0 CC int 3
0023:080482C1 ED in eax, dx
0023:080482C2 5E pop esi
0023:080482C3 89E1 mov ecx, esp

Курсор указывает на инструкцию in eax,dx (EDh), представляющую собой осколок от пропатченной команды xor ebp,ebp (31h EDh). Теперь (по идее) мы должны восстановить оригинальный байт, поменяв CCh на 31h, уменьшить регистр EIP на единицу и продолжить трассировку в обычном режиме.

Да вот не тут-то было! Linice - это, конечно, порт, но только очень сырой, и модифицировать память страничного имиджа он не умеет, даже если предварительно открыть кодовый сегмент на запись. Ни E (редактирование), ни F (заполнение), ни M (копирование памяти) не работают! Зато работает запись в стек, и нам, хакерам, этого вполне достаточно.

Запоминаем текущее значение регистра EIP; копируем пропатченную машинную команду на вершину стека; восстанавливаем там байт CCh; передаем на нее управление, меняя значение EIP; выполняем ее, совершив единичный акт трассировки; и возвращаем EIP на место, то есть на следующую машинную команду:

Восстановление оригинального байта, замененного инструкцией INT 03h

; Смотрим, что находится на вершине стека (из чистого любопытства).
:d esp-10
0018:BFFFEFC0 C0 82 04 08 00 00 00 00 5D 0C 00 40 DC EF FF BF

; Копируем пропатченную машинную команду на вершину стека.
; Число 10h - максимально возможный размер машинной команды на x86.
:m eip-1 L 10 esp-10

; Смотрим, как изменился стек.
:d esp-10
0018:BFFFEFC0 CC ED 5E 89 E1 83 E4 F0 50 54 52 68 F0 85 04 08

; Ага! Стек действительно изменился, самое время исправлять CCh на 31h.
:e esp-10 31
Edit immediate data not implemented yet.

; Упс! Непосредственное присвоение данных в Linice не реализовано,
; но мы можем отредактировать дамп в интерактивном режиме (так же,
; как в SoftICE) или дать команду F esp-10 L 1 31, только учти,
; что, в отличие от SoftICE, отладчик Linice не обновляет окно дампа,
; поэтому после выполнения команды F может показаться, что
; результата нет; на самом деле, это не так, стоит только обновить
; дамп командой D esp-10, и все встанет на свои места.

; Передаем управление на команду, скопированную в стек,
; запоминаем значение регистра EIP.
:r eip (esp-10)
reg: eip = BFFFEFC0

; Совершаем единичный акт трассировки.
:t
0023:BFFFEFC2 5E pop esi

; Как мы видим, регистр EIP увеличился на 2 (BFFFEFC2h - BFFFEFC0h) = 02h,
; следовательно, адрес следующей команды равен: 080482C1h - 01h + 02h = 080482C2h,
; где 080482C1h - начальное значение EIP при входе в программу, а 01h - размер INT 03h.

; Устанавливаем EIP на команду, следующую за пропатченной инструкцией.
:r eip 80482C2
reg: eip = 80482C2

Вот такие пляски с бубном приходится устраивать. А что поделать? Так, с загрузкой программ в отладчик мы разобрались, теперь растерзаем точки останова на системные вызовы и ядерные функции.

Команда exp выводит имена, экспортируемые ядром, любое из которых может фигурировать в выражениях, например, «bpx do_bkr» эквивалентно «bpx C012C9E8».

Вывод имен, экспортируемых ядром

:exp
kernel
C0320364 mmu_cr4_features
C02AC3A4 acpi_disabled
C02AC8A0 i8253_lock
...
C012BDA8 do_mmap_pgoff
C012C764 do_munmap
C012C9E8 do_brk
C011E990 exit_mm
C011E69C exit_files

С системными вызовами приходится сложнее. Непосредственной поддержки со стороны Linice здесь нет (а ведь ей полагается быть, учитывая специфику Linux), поэтому эту штуку приходится делать руками.

Таблица системных вызов, как известно, представляет собой массив двойных слов, начинающийся с адреса sys_call_table (эта переменная экспортируется ядром).

Таблица системных вызовов

; Переводим отладчик в режим отображения двойных слов.
:dd

; Выводим таблицу на экран.
:d sys_call_table
0018:C02AB6A8 C0126ACC F8932650 F89326A0 C013DC10
0018:C02AB6B8 C013DD18 C013D5C8 C013D724 C011F3BC
0018:C02AB6C8 C013D664 C014A8E0 C014A3B4 F893020C

Каждый элемент таблицы соответствует своему системному вызову, а каждый вызов имеет свой номер, который можно узнать, заглянув в файл /usr/include/sys/syscall.h, но лучше это делать не под Linux, где никаких непосредственных номеров нет, а позаимствовать тот же самый файл из BSD – все равно номера основных системных вызовов на всех системах совпадают. В частности, системный вызов open проходит под номером 5.

Чтобы установить точку останова на open, необходимо узнать его адрес, находящийся в пятом двойном слове таблицы системных вызовов, считая от нуля, и равный (в данном случае) C013D5C8h.

Установка точки останова на системный вызов open

; Устанавливаем точку останова на системный вызов open,
:bpx C013D5C8
; выходим из отладчика,
:x
...
# открываем какой-нибудь файл,
...
; отладчик тут же всплывает, сообщая нам об этом,
:Breakpoint due to BPX 01

; даем команду proc, чтобы убедиться, что мы вклинились в свой процесс.
:proс
PID TSS Task state uid gid name
1049 0000 F6364000 SLEEPING 0 0 getty
1145 0000 F61CC000 SLEEPING 0 0 mc
1146 0000 F614A000 SLEEPING 0 0 cons.saver

Таким путем легко вклиниваться в уже запущенные процессы, устанавливая точки останова на используемые ими системные вызовы, а также совершать множество других вещей, жизненно важных для взлома.

Заключение

Несмотря на свою откровенную сырость, Linice вполне пригоден для отладки защищенных приложений, хотя сплошь и рядом приходится прибегать к обходным решениям, которые в нормальных отладчиках выполняются на автомате. Поэтому Linice отнюдь не заменяет gdb, а всего лишь дополняет его.

Иногда у меня возникает ситуация, когда Windows ожидает время загрузки для отладчика ядра. Вы видите текст «Windows start», но не логотип.

Если я присоединяю отладчик сейчас, воспроизводится анимация логотипа Windows 7. После этого логотип начинает пульсировать. На этом этапе процесс загрузки больше не продвигается. Загрузка процессора снижается до минимума. Я жду обычно несколько минут, но ничего не происходит.

Это происходит не всегда. Однако, если это произойдет, сброс VM не поможет. Для устранения этой проблемы мне нужно использовать ремонт при запуске. К сожалению, это длится вечно.

Любые идеи, что я могу сделать, кроме запуска ремонта при запуске?

Заранее спасибо!

3

2 ответы

Чтобы устранить проблему, с которой вы столкнулись, достаточно просто нажать F10 во время загрузки. И удалить/отладить и связанные параметры. Затем нажмите enter.

Предложение: Не используйте параметр/debug для параметра меню загрузки по умолчанию. Скопируйте конфигурацию загрузки в новую запись. Затем установите его в режим отладки. Windows не знает, когда вы будете использовать отладчик. Поэтому он должен ждать.

чПФ ОЕЛПФПТЩЕ ХЛБЪБОЙС РП ТБВПФЕ У ПФМБДЛПК СДТБ У БЧБТЙКОЩНЙ ДБНРБНЙ РБНСФЙ. лБЛ РТБЧЙМП, ЧБН ОХЦОП ВХДЕФ ЪБДБФШ ПДОП ЙЪ ХУФТПКУФЧ РПДЛБЮЛЙ, РЕТЕЮЙУМЕООЩИ Ч ЖБКМЕ /etc/fstab . уВТПУ ПВТБЪПЧ РБНСФЙ ОБ ХУФТПКУФЧБ, ОЕ СЧМСАЭЙЕУС ХУФТПКУФЧБНЙ РПДЛБЮЛЙ, ОБРТЙНЕТ, МЕОФЩ, Ч ДБООЩК НПНЕОФ ОЕ РПДДЕТЦЙЧБАФУС.

Note: йУРПМШЪХКФЕ ЛПНБОДХ dumpon (8) ДМС ХЛБЪБОЙС СДТХ НЕУФБ, ЗДЕ ОХЦОП УПИТБОСФШ БЧБТЙКОЩЕ ДБНРЩ. рПУМЕ ОБУФТПКЛЙ РП ЛПНБОДЕ swapon (8) ТБЪДЕМБ РПДЛБЮЛЙ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩЪЧБОБ РТПЗТБННБ dumpon . пВЩЮОП ЬФП ЧЩРПМОСЕФУС ЪБДБОЙЕН РЕТЕНЕООПК dumpdev Ч ЖБКМЕ rc.conf (5) . еУМЙ ЪБДБОБ ЬФБ РЕТЕНЕООБС, ФП РПУМЕ УВПС РТЙ РЕТЧПК НОПЗПРПМШЪПЧБФЕМШУЛПК РЕТЕЪБЗТХЪЛЕ ВХДЕФ БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ ЪБРХЭЕОБ РТПЗТБННБ savecore (8) . пОБ УПИТБОЙФ БЧБТЙКОЩК ДБНР СДТБ Ч ЛБФБМПЗ, ЪБДБООЩК Ч РЕТЕНЕООПК dumpdir ЖБКМБ rc.conf . рП ХНПМЮБОЙА ЛБФБМПЗПН ДМС БЧБТЙКОЩИ ДБНРПЧ СЧМСЕФУС /var/crash .

мЙВП ЧЩ НПЦЕФЕ ЪБДБФШ ХУФТПКУФЧП ДМС УВТПУБ ПВТБЪБ РБНСФЙ СЧОП ЮЕТЕЪ РБТБНЕФТ dump Ч УФТПЛЕ config ЛПОЖЙЗХТБГЙПООПЗП ЖБКМБ ЧБЫЕЗП СДТБ. фБЛПК УРПУПВ ЙУРПМШЪПЧБФШ ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС Й ПО ДПМЦЕО ЙУРПМШЪПЧБФШУС, ФПМШЛП ЕУМЙ ЧЩ ИПФЙФЕ РПМХЮБФШ БЧБТЙКОЩЕ ПВТБЪЩ РБНСФЙ СДТБ, ЛПФПТПЕ БЧБТЙКОП ЪБЧЕТЫБЕФ УЧПА ТБВПФХ РТЙ ЪБЗТХЪЛЕ.

Note: дБМЕЕ ФЕТНЙО gdb ПЪОБЮБЕФ ПФМБДЮЙЛ gdb , ЪБРХЭЕООЩК Ч ``ТЕЦЙНЕ ПФМБДЛЙ СДТБ"". рЕТЕИПД Ч ЬФПФ ТЕЦЙН ДПУФЙЗБЕФУС ЪБРХУЛПН gdb У РБТБНЕФТПН -k . ч ТЕЦЙНЕ ПФМБДЛЙ СДТБ gdb ЙЪНЕОСЕФ УЧПЈ РТЙЗМБЫЕОЙЕ ОБ (kgdb) .

Tip: еУМЙ ЧЩ ЙУРПМШЪХЕФЕ FreeBSD ЧЕТУЙЙ 3 ЙМЙ ВПМЕЕ ТБООАА, ЧЩ ДПМЦОЩ ЧЩРПМОЙФШ ХУЕЮЕОЙЕ ПФМБДПЮОПЗП СДТБ ЛПНБОДПК strip, Б ОЕ ХУФБОБЧМЙЧБФШ ВПМШЫПЕ ПФМБДПЮОПЕ СДТП:

# cp kernel kernel.debug # strip -g kernel

ьФПФ ЫБЗ ОЕ ФБЛ ХЦ Й ОЕПВИПДЙН, ОП ТЕЛПНЕОДХЕН. (чП FreeBSD 4 Й ВПМЕЕ РПЪДОЙИ ТЕМЙЪБИ ЬФПФ ЫБЗ ЧЩРПМОСЕФУС БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ Ч ЛПОГЕ РТПГЕУУБ РПУФТПЕОЙС СДТБ make .) лПЗДБ СДТП ХУЕЮЕОП, БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ ЙМЙ РТЙ РПНПЭЙ ЛПНБОД ЧЩЫЕ, ЧЩ НПЦЕФЕ ХУФБОПЧЙФШ ЕЗП ПВЩЮОЩН ПВТБЪПН, ОБВТБЧ make install .

ъБНЕФШФЕ, ЮФП Ч УФБТЩИ ЧЕТУЙСИ FreeBSD (ДП 3.1, ОЕ ЧЛМАЮБС ЬФПФ ТЕМЙЪ), ЙУРПМШЪХЕФУС СДТБ Ч ЖПТНБФЕ a.out, РПЬФПНХ ЙИ ФБВМЙГЩ УЙНЧПМПЧ ДПМЦОЩ ТБУРПМБЗБФШУС РПУФПСООП Ч РБНСФЙ. у ВПМШЫПК ФБВМЙГЕК УЙНЧПМПЧ Ч ОЕ ХУЕЮЕООПН ПФМБДПЮОПН СДТЕ ЬФП ЙЪМЙЫОСС ФТБФБ. рПУМЕДОЙЕ ТЕМЙЪЩ FreeBSD ЙУРПМШЪХАФ СДТБ Ч ЖПТНБФЕ ELF, ЗДЕ ЬФП ОЕ СЧМСЕФУС РТПВМЕНПК.

еУМЙ ЧЩ ФЕУФЙТХЕФЕ ОПЧПЕ СДТП, УЛБЦЕН, ОБВЙТБС ЙНС ОПЧПЗП СДТБ Ч РТЙЗМБЫЕОЙЙ ЪБЗТХЪЮЙЛБ, ОП ЧБН ОХЦОП ЪБЗТХЦБФШ Й ТБВПФБФШ У ДТХЗЙН СДТПН, ЮФПВЩ УОПЧБ ЧЕТОХФШУС Л ОПТНБМШОПНХ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙА, ЪБЗТХЦБКФЕ ЕЗП ФПМШЛП Ч ПДОПРПМШЪПЧБФЕМШУЛПН ТЕЦЙНЕ РТЙ РПНПЭЙ ЖМБЗБ -s , ХЛБЪЩЧБЕНПЗП РТЙ ЪБЗТХЪЛЕ, Б ЪБФЕН ЧЩРПМОЙФЕ ФБЛЙЕ ЫБЗЙ:

# fsck -p # mount -a -t ufs # so your filesystem for /var/crash is writable # savecore -N /kernel.panicked /var/crash # exit # ...to multi-user

ьФБ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ХЛБЪЩЧБЕФ РТПЗТБННЕ savecore (8) ОБ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ДТХЗПЗП СДТБ ДМС ЙЪЧМЕЮЕОЙС УЙНЧПМЙЮЕУЛЙИ ЙНЕО. йОБЮЕ ПОБ ВХДЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ СДТП, ТБВПФБАЭЕЕ Ч ДБООЩК НПНЕОФ Й, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ОЙЮЕЗП ОЕ УДЕМБЕФ, РПФПНХ ЮФП БЧБТЙКОЩК ПВТБЪ РБНСФЙ Й УЙНЧПМЩ СДТБ ВХДХФ ПФМЙЮБФШУС.

б ФЕРЕТШ, РПУМЕ УВТПУБ БЧБТЙКОПЗП ДБНРБ, РЕТЕКДЙФЕ Ч ЛБФБМПЗ /sys/compile/WHATEVER Й ЪБРХУФЙФЕ ЛПНБОДХ gdb -k . йЪ РТПЗТБННЩ gdb УДЕМБКФЕ ЧПФ ЮФП:

Symbol-file kernel.debug exec-file /var/crash/kernel.0 core-file /var/crash/vmcore.0 Й ЧХБМС - ЧЩ НПЦЕФЕ ПФМБЦЙЧБФШ БЧБТЙКОЩК ДБНР, ЙУРПМШЪХС ЙУИПДОЩЕ ФЕЛУФЩ СДТБ ФПЮОП ФБЛЦЕ, ЛБЛ ЧЩ ЬФП ДЕМБЕФЕ У МАВПК ДТХЗПК РТПЗТБННПК.

чПФ ЦХТОБМ ЛПНБОД УЕБОУБ ТБВПФЩ gdb , ЙММАУФТЙТХАЭЙК ЬФХ РТПГЕДХТХ. дМЙООЩЕ УФТПЛЙ ВЩМЙ ТБЪПТЧБОЩ ДМС ХМХЮЫЕОЙС ЮЙФБВЕМШОПУФЙ Й ДМС ХДПВУФЧБ УФТПЛЙ ВЩМЙ РТПОХНЕТПЧБОЩ. чУЕ ПУФБМШОПЕ СЧМСЕФУС ФТБУУЙТПЧЛПК ПЫЙВЛЙ, ТЕБМШОП ЧПЪОЙЛОХЧЫЕК ЧП ЧТЕНС ТБВПФЩ ОБД ДТБКЧЕТПН ЛПОУПМЙ pcvt.

1:Script started on Fri Dec 30 23:15:22 1994 2: # cd /sys/compile/URIAH 3: # gdb -k kernel /var/crash/vmcore.1 4:Reading symbol data from /usr/src/sys/compile/URIAH/kernel ...done. 5:IdlePTD 1f3000 6:panic: because you said to! 7:current pcb at 1e3f70 8:Reading in symbols for ../../i386/i386/machdep.c...done. 9: (kgdb) where 10:#0 boot (arghowto=256) (../../i386/i386/machdep.c line 767) 11:#1 0xf0115159 in panic () 12:#2 0xf01955bd in diediedie () (../../i386/i386/machdep.c line 698) 13:#3 0xf010185e in db_fncall () 14:#4 0xf0101586 in db_command (-266509132, -266509516, -267381073) 15:#5 0xf0101711 in db_command_loop () 16:#6 0xf01040a0 in db_trap () 17:#7 0xf0192976 in kdb_trap (12, 0, -272630436, -266743723) 18:#8 0xf019d2eb in trap_fatal (...) 19:#9 0xf019ce60 in trap_pfault (...) 20:#10 0xf019cb2f in trap (...) 21:#11 0xf01932a1 in exception:calltrap () 22:#12 0xf0191503 in cnopen (...) 23:#13 0xf0132c34 in spec_open () 24:#14 0xf012d014 in vn_open () 25:#15 0xf012a183 in open () 26:#16 0xf019d4eb in syscall (...) 27: (kgdb) up 10 28:Reading in symbols for ../../i386/i386/trap.c...done. 29:#10 0xf019cb2f in trap (frame={tf_es = -260440048, tf_ds = 16, tf_\ 30:edi = 3072, tf_esi = -266445372, tf_ebp = -272630356, tf_isp = -27\ 31:2630396, tf_ebx = -266427884, tf_edx = 12, tf_ecx = -266427884, tf\ 32:_eax = 64772224, tf_trapno = 12, tf_err = -272695296, tf_eip = -26\ 33:6672343, tf_cs = -266469368, tf_eflags = 66066, tf_esp = 3072, tf_\ 34:ss = -266427884}) (../../i386/i386/trap.c line 283) 35:283 (void) trap_pfault(&frame, FALSE); 36: (kgdb) frame frame->tf_ebp frame->tf_eip 37:Reading in symbols for ../../i386/isa/pcvt/pcvt_drv.c...done. 38:#0 0xf01ae729 in pcopen (dev=3072, flag=3, mode=8192, p=(struct p\ 39:roc *) 0xf07c0c00) (../../i386/isa/pcvt/pcvt_drv.c line 403) 40:403 return ((*linesw.l_open)(dev, tp)); 41: (kgdb) list 42:398 43:399 tp->t_state |= TS_CARR_ON; 44:400 tp->t_cflag |= CLOCAL; /* cannot be a modem (:-) */ 45:401 46:402 #if PCVT_NETBSD || (PCVT_FREEBSD >= 200) 47:403 return ((*linesw.l_open)(dev, tp)); 48:404 #else 49:405 return ((*linesw.l_open)(dev, tp, flag)); 50:406 #endif /* PCVT_NETBSD || (PCVT_FREEBSD >= 200) */ 51:407 } 52: (kgdb) print tp 53:Reading in symbols for ../../i386/i386/cons.c...done. 54:$1 = (struct tty *) 0x1bae 55: (kgdb) print tp->t_line 56:$2 = 1767990816 57: (kgdb) up 58:#1 0xf0191503 in cnopen (dev=0x00000000, flag=3, mode=8192, p=(st\ 59:ruct proc *) 0xf07c0c00) (../../i386/i386/cons.c line 126) 60: return ((*cdevsw.d_open)(dev, flag, mode, p)); 61: (kgdb) up 62:#2 0xf0132c34 in spec_open () 63: (kgdb) up 64:#3 0xf012d014 in vn_open () 65: (kgdb) up 66:#4 0xf012a183 in open () 67: (kgdb) up 68:#5 0xf019d4eb in syscall (frame={tf_es = 39, tf_ds = 39, tf_edi =\ 69: 2158592, tf_esi = 0, tf_ebp = -272638436, tf_isp = -272629788, tf\ 70:_ebx = 7086, tf_edx = 1, tf_ecx = 0, tf_eax = 5, tf_trapno = 582, \ 71:tf_err = 582, tf_eip = 75749, tf_cs = 31, tf_eflags = 582, tf_esp \ 72:= -272638456, tf_ss = 39}) (../../i386/i386/trap.c line 673) 73:673 error = (*callp->sy_call)(p, args, rval); 74: (kgdb) up 75:Initial frame selected; you cannot go up. 76: (kgdb) quit 77: # exit 78:exit 79: 80:Script done on Fri Dec 30 23:18:04 1994

лПННЕОФБТЙЙ Л ЧЩЫЕРТЙЧЕДЕООПНХ ЦХТОБМХ:

УФТПЛБ 6:

ьФП ДБНР, ЧЪСФЩК РТЙ РПНПЭЙ DDB (УНПФТЙ ОЙЦЕ), РПЬФПНХ ЛПННЕОФБТЙК Л БЧБТЙКОПНХ ПУФБОПЧХ ЙНЕЕФ ЙНЕООП ЧЙД ``because you said to!"" Й ФТБУУЙТПЧЛБ УФЕЛБ ЗМХВПЛБ; ПДОБЛП ЙЪОБЮБМШОПК РТЙЮЙОПК РЕТЕИПДБ Ч DDB ВЩМБ БЧБТЙКОБС ПУФБОПЧЛБ РТЙ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА ПЫЙВЛЙ УФТБОЙГЩ РБНСФЙ.

УФТПЛБ 20:

ьФП НЕУФПОБИПЦДЕОЙЕ ЖХОЛГЙЙ trap() Ч ФТБУУЙТПЧЛЕ УФЕЛБ.

УФТПЛБ 36:

рТЙОХДЙФЕМШОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ОПЧПК ЗТБОЙГЩ УФЕЛБ; ФЕРЕТШ ЬФП ОЕ ОХЦОП. рТЕДРПМБЗБЕФУС, ЮФП ЗТБОЙГЩ УФЕЛБ ХЛБЪЩЧБАФ ОБ РТБЧЙМШОПЕ ТБУРПМПЦЕОЙЕ, ДБЦЕ Ч УМХЮБЕ БЧБТЙКОПЗП ПУФБОПЧБ. зМСДС ОБ УФТПЛХ ЙУИПДОПЗП ЛПДБ 403, НПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП ЧЕУШНБ ЧЕТПСФОП, ЮФП МЙВП ЧЙОПЧБФ ДПУФХР РП ХЛБЪБФЕМА ``tp"", МЙВП ВЩМ ЧЩИПД ЪБ ЗТБОЙГЩ НБУУЙЧБ.

УФТПЛБ 52:

рПИПЦЕ, ЮФП ЧЙОПЧБФ ХЛБЪБФЕМШ, ОП ПО СЧМСЕФУС ДПРХУФЙНЩН БДТЕУПН.

УФТПЛБ 56:

пДОБЛП, ПЮЕЧЙДОП, ЮФП ПО ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ НХУПТ, ФБЛ ЮФП НЩ ОБЫМЙ ОБЫХ ПЫЙВЛХ! (дМС ФЕИ, ЛФП ОЕ ЪОБЛПН У ЬФПК ЮБУФША ЛПДБ: tp->t_line УМХЦЙФ ДМС ИТБОЕОЙС ТЕЦЙНБ ЛБОБМБ ЛПОУПМШОПЗП ХУФТПКУФЧБ, Й ЬФП ДПМЦОП ВЩФШ ДПУФБФПЮОП НБМЕОШЛПЕ ГЕМПЕ ЮЙУМП.)

Отладчик - вторая после компилятора вещь, необходимая для создания программ. Однако многие из тех, кто пишет компьютерные программы и пользуется отладчиком, не в курсе того, каковы принципы и механизмы его работы.


Тяжело быть отладчиком...

В свете того, что программисты используют отладчик денно и нощно, особенно когда войдут в режим глубокой отладки, стоит сказать, что, будь отладчик не программой, а железякой, он бы наверняка перегрелся и сломался. Потому что столько работы, сколько её достаётся отладчику, не имеет даже компилятор.

Конечно, поскольку сейчас множество всяких различных языков программирования, то и отладчики для каждого из них свои. И, естественно, для разных категорий этих языков имеются различия в работе отладчиков: например, отладчик программ на интерпретируемом Ruby будет работать иначе, чем для компилируемого в байт-код языка Java, а отладчик для Java, в свою очередь, будет иметь отличия от отладчика Visual C++.

Я расскажу об отладке для платформы Windows. Поняв принципы работы отладчиков для неё, можно будет разобраться и с отладчиками под POSIX-системы, и с отладчиками, которые работают не на уровне операционной системы, а на уровне виртуальной машины или какого-либо интерпретатора.


Отладчики для Windows: два вида

Существуют два принципиально разных вида отладчиков под Windows. Думаю, с первыми сталкивались все, когда программировали на Delphi (не программировали на нём? С трудом верится. На чём же вы программировали в школе и на младших курсах?). Это отладчики пользовательских приложений. Их немало, и они существуют как по отдельности, так и (особенно, кстати, часто) в составе интегрированных сред разработки приложений. Среди отладчиков, распространяемых как отдельные программные продукты, традиционно выделяют OllyDbg, и о нём я когда-то писал в "Компьютерных вестях".

Второй вид отладчиков - это отладчики ядра операционной системы. Они встречаются и используются реже и по своему устройству значительно отличаются от отладчиков пользовательских приложений. Самый известный, и, одновременно, самый лучший из отладчиков ядра - это SoftIce. Возможно, вы о нём не только слышали, но даже пользовались.

Поскольку работа каждого из двух видов отладчиков имеет свою специфику, то я расскажу о каждом из них подробнее.


Отладчик пользовательских приложений

Отладчик пользовательских приложений устроен проще, поскольку самую чёрную и грязную работу берёт на себя операционная система. В Windows есть специальные программные интерфейсы, которые предназначены для отладки приложений пользовательского уровня - называются они Windows Debugging API. Именно отладочными API пользуются все отладчики, которые встроены в популярные интегрированные среды разработки для Windows.

Для того чтобы отладка началась, отладчик должен запустить отлаживаемый процесс специальным образом - таким, чтобы система знала, что этот процесс будет находиться под отладкой. После этого начинается цикл отладки: программа выполняется до наступления определённого события, которое так и называется - отладочное событие, или debug event. При этом цикл отладки запускается в отдельном потоке, чтобы предотвратить зависание отладчика.

Но это только начало. Потому что самое интересное в работе отладчика начинается уже тогда, когда отладочное событие произошло. Ведь, по сути, в чём заключается работа отладчика? Чтобы помочь программисту локализовать ошибку с точностью до конкретной функции, конкретной операции, конкретной переменной. В этом нелёгком деле отладчику также может помочь операционная система.

Итак, отладочное событие произошло, и дальше надо каким-то образом узнать, как это связано с текстом программы. Это возможно только если в саму программу включена специальная отладочная информация - таблица отладочных символов. Она содержит в себе информацию о соответствии между адресами и именами функций, типов данных, номерами строк кода. Именно благодаря им возможна та отладка, с которой знаком каждый Windows-программист. Таблицы символов имеют разные форматы, а потому не всегда возможно отладить программу, скомпилированную компилятором одного разработчика, с помощью отладчика от другого производителя. Но, правда, самый распространённый формат всё же можно указать - это PDB (Program Database), и разработан он, естественно, корпорацией Microsoft.

Итак, если отладочная таблица символов имеет формат PDB, то можно воспользоваться специальным инструментом от корпорации Microsoft - символьным отладочным процессором. Когда-то он входил в ядро системы и назывался Imagehlp.dll, но уже давным-давно был выделен в отдельную библиотеку. Символьный процессор позволяет находить по заданному адресу ближайшую открытую функцию или глобальную переменную, а также номер строки и название файла с исходным текстом, в котором эта строка находится. Поддерживаются и обратные операции, например, поиск адреса функции по её имени.

Это, конечно, далеко не вся работа, которой занимается отладчик пользовательских приложений. Например, при отладке многопоточных приложений появляются многие очень тонкие моменты, связанные со взаимодействием потоков. Даже при отладке таких сравнительно простых вещей, как сервисы, есть свои нюансы.

Но на нюансах мы сейчас останавливаться не будем - в конце статьи я скажу вам, где о них почитать. Сейчас же давайте посмотрим на отладчики ядра.


Отладчик ядра

Отладчики ядра - программы намного более сложные, чем отладчики пользовательских приложений, и, полагаю, вполне понятно, почему: у них отсутствует помощник в виде операционной системы. Она в данном случае является их клиентом, ведь именно её они, в конечном счёте, должны отлаживать.

Большинство отладчиков ядра требует для своей работы два компьютера, соединённых нуль-модемным кабелем. Нуль-модем - это способ соединения двух компьютеров напрямую кабелем через их COM или LTP-порты. Второй компьютер нужен, потому что часть отладчика, сидящая на первом (на том, где установлена отлаживаемая система), имеет ограниченный доступ к аппаратному обеспечению, и поэтому весь вывод данных идёт по нуль-модему на второй компьютер.

В современных процессорах архитектуры Intel x86 имеются специальные отладочные регистры (и в стареньком 368-м, и в более новых моделях процессоров их всего восемь, они именуются как DR0-DR7). Эти регистры позволяют отладчику ставить контрольные точки на чтение и запись памяти, а также на порты ввода-вывода. В общем виде всё выглядит именно так, и я не думаю, что стоит сейчас расписывать подробно, за что отвечает каждый из отладочных регистров, какими прерываниями реализуются точки останова и давать прочую подобную информацию. Лучше расскажу о конкретных существующих отладчиках ядра для Windows.

Ну, во-первых, это отладчик, встроенный в само ядро операционной системы. Он есть во всех ОС линейки NT, начиная с Windows 2000. Это часть файла NTOSKRNL.EXE, и включить его можно, задав опцию "/Debug" для операционной системы в BOOT.INI. Этот отладчик нуждается в нуль-модемном соединении и втором компьютере с такой же ОС.

Есть ещё один отладчик ядра от Microsoft - WinDBG. Строго говоря, это не отладчик ядра, а гибридный отладчик, который можно использовать и для отладки приложений уровня пользователя. Он, в отличие от отладчика, встроенного в ядро, имеет графическую оболочку, а потому пользоваться им проще. Этот отладчик также поддерживает специальные расширения, которые могут пригодиться при решении некоторых задач отладки. Но и он для отладки ядра требует два компьютера.

Однако существует отладчик ядра, который может осуществлять отладку на одном-единственном компьютере. Это SoftIce. При этом SoftIce умеет отлаживать и прикладные программы. Использование этого отладчика для пользовательских программ оправдано, например, в случае отладки систем реального времени, привязываемых к системному таймеру. Если выполнять отладку с помощью обыкновенного отладчика, то результат может оказаться неправильным даже при правильной работе программы, а SoftIce остановит и программу, и таймер. Это полезно при отладке многопоточных приложений. Ко всему прочему, SoftIce имеет очень, очень хорошо развитые средства вывода информации обо всех потоках в системе, о синхронизации потоков для многопоточных приложений, информации о handle"ах... Единственный минус этого отладчика - его сложность для прикладного программиста. Но из отладчиков ядра это самый простой и эффективный.


Для самых любознательных

Сейчас, конечно, разговор об отладчиках для Windows-приложений не так актуален, как ещё лет десять назад. Весь мир заинтересовался Интернетом, и основными пользователями SoftIce стали крякеры, неутомимые труженики на ниве пиратства. Тем не менее, это не так уж плохо. Общение с SoftIce"ом, несомненно, развивает человека в плане знаний о компьютере, хотя, конечно, если общаться только с отладчиками и не общаться с живыми людьми, возможны некоторые побочные эффекты. Ну, об этом, я думаю, все и так догадываются.

Отладчики - одни из самых своеобразных видов программного обеспечения, но в плане разработки даже отладчики программ уровня пользователя довольно сложны. Но, тем не менее, если у вас есть желание и время для того, чтобы разработать собственный отладчик, ваши знания в области операционных систем и программирования существенно возрастут, а значит, возрастут и шансы на высокооплачиваемую работу.

Итак, если вам хочется создать собственный отладчик, то сначала стоит ознакомиться с материалами на эту тему. На мой взгляд, самым лучшим пособием для начала будет книга Джона Роббинса "Отладка Windows-приложений". Она уже старая, 2001-го года издания, но информация, изложенная в ней, актуальна и сейчас, поскольку имеет общий, даже в некотором роде фундаментальный характер. В этой книге есть примеры написания отладчиков для Windows, кроме того, она пригодится вам, если вы программируете на C++ и хотите лучше разобраться в обработке исключений. Собственно, именно из этой книги я и почерпнул сведения об отладчиках, изложенные в статье. Если же найти эту книгу не получится (всё-таки, она уже довольно старая), есть несколько адресов, которые могут вам пригодиться. Первый - вот такой: www.xakep.ru/post/19158/default.asp . Эта статья из журнала "Хакер" несколько подробнее рассказывает об отладчиках ядра, чем это сделал я, а кроме того, в ней приведён код простейшего отладчика. А по адресу kalashnikoff.ru/Assembler/issues/016.htm можно узнать о том, как написать DOS-отладчик. Но, конечно, лучше всего читать MSDN и попутно найти какой-нибудь отладчик с открытыми исходными текстами, чтобы в нём разобраться. Ну и, конечно, если вы взялись за написание отладчика, то успехов вам в этом нелёгком деле!

Как запустить отладчик ядра?

Ответ мастера:

В процессе разработки программного обеспечения есть одна очень важная составляющая – это отладка. По отношению к прикладным программам она осуществляется средствами, которые работают в пользовательском режиме и часто встроенными в IDE. Для того чтобы была возможность отладить, например, драйвера, необходимо запустить отладчик ядра.

Нужно запустить процессор командный cmd. Откройте меню «Пуск» на панели задач. В появившемся окне кликните на пункт «Выполнить…». Появится окно «Запуск программы». В текстовом поле введите cmd, после этого нажмите кнопку «ОК».

Теперь создайте резервную копию файла boot.ini. Сначала узнайте установочный путь текущей копии Windows, воспользовавшись командой: echo %SystemRoot%

Далее перейдите на диск, с установленной операционной системой, введя литеры устройства, а после них, поставив двоеточие. С помощью команды cd, перейдите в корневой каталог. Теперь используя команду attrib, снимите с файла boot.ini атрибуты «скрытый», «только для чтения» и «системный». Командой copy создайте резервную копию, а затем установите атрибуты на место.

Для выведения текущего списка вариантов загрузки, воспользуйтесь командой bootcfg /query. Просмотрите список и определите тот элемент, на основании которого будут создаваться новые настройки с возможностью отладки в режиме ядра. Идентификатор загрузочной записи следует запомнить.

Воспользуйтесь командой bootcfg/copy для создания загрузочной записи. Для того чтобы указать идентификатора записи, которую будете копировать, воспользуйтесь параметром /id. Используя параметр /d, задайте имя записи, которая будет отображаться. Теперь нужно снова перейти к списку вариантов загрузки, используя команду bootcfg/query ,и посмотрите идентификатор добавленной записи.

Теперь нужно включить опции для запуска отладчика ядра в ранее созданную загрузочную запись. Если вы будете производить отладку на целевой машине, то просто нужно добавить опцию /debug.

Если вы хотите осуществить удаленную отладку с подключением целевого компьютера через com-порт к хост-машине, то воспользуйтесь опциями /port и /baud для того чтобы указать номер порта и скорость обмена.

Если вы будете производить удаленную отладку с подключением через кабель FireWire (интерфейс IEEE 1394), то для того чтобы включить соответствующий режим используйте опцию /dbg1394 и для того чтобы указать номер канала опцию /ch.

Чтобы убедиться в том, что изменения внесены, проверьте загрузочные используя команду bootcfg с параметром /query. Осуществив команду exit, закройте окно командного процессора.

При необходимости измените параметры загрузки операционной системы. Откройте через меню «Пуск» панель управления, и уже в ней откройте элемент «Система». В открывшемся окне «Свойства системы» выберите вкладку «Дополнительно». В этой вкладке выберите раздел с названием «Загрузка и восстановление» и в нем нажмите на кнопку «Параметры». В появившемся окне «Загрузка и восстановление» нужно активировать опцию «Отображать список операционных систем». Закройте оба диалоговых окна кнопкой «ОК».

Выполните перезагрузку компьютера. Выберите загрузку с отладчиком. Выполните вход в систему и начинайте работать на целевой машине или начните удаленную отладку. Воспользуйтесь такими средствами как WinDbg и KD.