Компьютерология - Информационный ресурс

Визуальное программирование или не много теории о Visual Basic. Визуальное программирование Принцип визуального программирования

Среды разработки программ

Интегрированные среды программирования являются различными средами программирования объединенными в один пакет программ и использующие одни и те же средства(пример Microsoft Visual Studio включает в себя несколько языков программирования, но с объединенным компилятором т.е. на каком либо языке программирования(из включенных в пакет) пишется программа затем собирается(сборка происходит у каждого языка своя) и передается компилятору(компилятор один) или используют одни и те же средства отладки программ и т.д.).

Также в среду разработки интегрируются поддержка различных технологий ActiveX, COM, ADO и других что позволяет писать программы или компоненты используя эти технологии.

Обычно среда разработки включает в себя текстовый редактор, компилятор и/или интерпретатор, средства автоматизации сборки и отладчик. Иногда также содержит средства для интеграции с системами управления версиями и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов - для использования при объектно-ориентированной разработке ПО. Хотя и существуют среды разработки, предназначенные для нескольких языков - такие как Eclipse или Microsoft Visual Studio, обычно среда разработки предназначается для одного определённого языка программирования - как например, Visual Basic.

Примеры сред разработки - NetBeans, Eclipse, Sun Studio, Turbo Pascal, Borland C++, GNU toolchain, DrPython, Borland Delphi, PascalABC.NET, Dev-C++, Lazarus, KDevelop, QDevelop, QNX Momentics IDE, XCode

Визуальное программирование - способ создания программы для ЭВМ путём манипулирования графическими объектами вместо написания её текста.

Необходимо различать:

графический язык программирования - который прежде всего язык программирования (со своим синтаксисом)

визуальные средства разработки - как правило под ними подразумевают средства проектирования интерфейсов или какую либо CASE-систему. для быстрой разработки приложений или SCADA- систему для программирования микроконтроллеров.

Языки визуального программирования могут быть дополнительно классифицированы в зависимости от типа и степени визуального выражения, на следующие типы:

языки на основе объектов, когда визуальная среда программирования предоставляет графические или символьные элементы, которыми можно манипулировать интерактивным образом в соответствии с некоторыми правилами;

языки, в интегрированной среде разработки которых на этапе проектирования интерфейса применяются формы, с возможностью настройкой их свойств. Примеры: Delphi и C++ Builder фирмы Borland, С#


языки схем, основанные на идее «фигур и линий», где фигуры (прямоугольники, овалы и т. п.) рассматриваются как субъекты и соединяются линиями (стрелками, дугами и др.), которые представляют собой отношения. Пример: UML.

С изобретением визуального программирования, первой ласточкой которого была среда разработки Visual Basic, создание графического пользовательского интерфейса стало под силу даже новичку. В среде Visual Basic можно было быстро создать приложение для операционной системы Windows, в котором были все присущие графическому пользовательскому интерфейсу элементы: окна, меню, кнопки, поля ввода и т.д. Все эти элементы превратились в строительные блоки программы - компоненты - объекты, имеющие визуальное представление на стадии проектирования и во время работы.

Проектирование пользовательского интерфейса упростилось на порядок, однако, для профессиональных программистов язык Basic оказался явно слабоват. Отсутствие в нем контроля типов данных и механизма их расширения оказалось камнем преткновения на пути создания серьезных программ. Создание нестандартных компонентов в среде Visual Basic было крайне затруднено (для этого приходилось прибегать к другим средствам разработки, в частности, к языку C++). В общем, среда Visual Basic отлично подходила для создания прототипов приложений, но не для разработки коммерческих программных продуктов

Хотите создать собственную программу, но не имеете специальных навыков? Благодаря визуальным средам, программирование стало доступно для всех пользователей электронных девайсов.

Совсем недавно визуальные среды были примитивны и имели ограниченный функционал, в отличии от интегрированных, основанных на работе с языками. Но цифровые технологии не стоят на месте и уже сегодня нам доступны мощные инструменты, способные заменить код на удобный интерфейс.

Принцип визуального программирования

В основах визуальных сред, лежит тот-же язык программирования, но в отличии от IDE, здесь не нужно прописывать его самостоятельно. Процесс создания программы заключается в манипуляции блоками (их обозначением и соединением в последовательную цепь). Универсальные возможности визуальных сред, позволяют воплощать самые необычные задумки и в разы ускоряют процесс создания.

Чтобы облегчить ваш выбор подходящей программы, мы собрали лучшие инструменты в единый архив. Выбирайте и скачивайте свою среду визуального программирования через торрент или файлообменные сервисы (MEGA или Яндекс.Диск).

Visual Basic относится к группе программных средств под общим названием системы программирования. Система программирования обеспечивает пользователя средой для разработки программ, а в Visual Basic это называется проектированием приложений.

В систему программирования Visual Basic входит текстовый редактор для написания текстов программ и конструктор форм. Программист пишет исходные тексты программ на формализованном языке, который представляет собой последовательность команды или операторов.

Разработка интерфейса программы выполняется с помощью конструктора форм. Чтобы программа выполнялась, исходные тексты переводят на машинный язык. Это делает компилятор, который также водит в систему программирования.

Не выходя из среды Visual Basic, Вы можете многократно запускать свою программу на выполнение, проверяя и отлаживая ее работу, и возвращаться обратно.

Таким образом, программа может находиться либо в режиме проектирования, либо в режиме выполнения.

Готовая программа сохраняется в виде исполняемого файла (exe-модуля), который может работать в отсутствие исходного текста. Его создает компилятор. Интерпретаторы отличаются от компиляторов тем, что "переводят" и выполняют программу построчно.

Объекты и их свойства

Для создания интерфейса Visual Basic предоставляет готовые объекты, обладающие определенными свойствами, которые можно изменять, настраивая программу на выполнение конкретной задачи.

Для создания средств общения с пользователем в проект включаются формы, которые представляют собой типовые окна Windows. Они имеют строку заголовка с кнопками управления и системным меню, а также возможности управления мышью. Все это не надо программировать, форма, включенная в проект, обладает этими свойствами. Пустая поверхность формы (серый фон покрытый сеткой) заполняется в процессе проектирования. В новый проект Visual Basic сразу добавляет одну форму, которая выводиться в центре экрана, в окне формы.

Свойствами формы являются, например, ее заголовок и размеры. Кроме форм в Вашем распоряжении набор управляющих элементов. Каждый из них выполняет определенные, уже запрограммированные функции. Один представляет собой рабочую область для ввода и редактирования текста, другой - для вывода рисунков и т.д. В процессе проектирования Вы выбираете нужные Вам элементы и помещаете их на форму.

Стандартный проект на Visual Basic

Исходные тексты программы на Visual Basic сохраняются в нескольких файлах.

Файл проекта имеет расширение.vbp и содержит реестр файлов, необходимых для создания исполняемого файла приложения.

В модуле формы сохраняется описание формы и ее управляющих элементов и программный код, относящийся к ним. Это обычный текстовый файл с расширением.frm. Таких модулей в проекте может быть несколько по числу форм.

Код, не связанный с конкретной формой или элементом управления, помещается в стандартный модуль с расширением.bas. Могут быть модули и другого типа.

Выбор типа проекта

При вызове Visual Basic открывается окно диалога мастера проектов. Оно имеет 3 вкладки следующего назначение:

New - создание нового проекта, предлагается на выбор несколько стандартных шаблонов, для создания Вашего первого приложения выбираем Standart EXE.

Existing - открыть существующий проект, позволяет выбрать файл в диалогом окне выбора.

Recent - открыть один из последних проектов, которые были созданы или в которые были внесены любые изменения.

Краткое описание IDE (Интегрированная среда разработки)

Окно Visual Basic содержит строку меню, панели инструментов и различные окна. Окно конструктора форм находиться в центре экрана и содержит форму (Form). В новый проект по умолчанию добавляется форма с именем Form1. Команда Object меню View открывает окно, если оно было закрыто и выводит его поверх других окон.

Окно с коллекцией управляющих элементов (ToolBox) находиться обычно слева от формы. Оно содержит набор стандартных управляющих элементов. В процессе проектирования Вы выбираете нужные элементы и перемещаете их на форму.

Окно свойств (Properties) содержит список свойств и их значений для выделенного объекта. Объект можно выбрать здесь же в списке под строкой заголовка.

Окно проводника (Project Explorer) отображает все составные части проекта: формы и модули. Здесь же имеются кнопки для переключения между окном формы и редактором.

Окно редактора кода (Code) содержит текст программы.

Окно макета формы (Form1 Layout) показывает, как будет выглядеть текущая форма на экране в режиме выполнения.

Окна пристыкованы друг к другу (Docking). Чтобы отстыковать окно, выполните двойной щелчок на строке заголовка или просто переместите его. Чтобы пристыковать окно, переместите его на границу и отпустите кнопку мыши. Можно перемещать границы между пристыкованными окнами и изменять их размеры. Любое из окон можно убрать с экрана и в нужный момент вернуть их обратно с помощью команд меню View или кнопок на панели инструментов.

Визуальное проектирование

Начните новый проект. Убедитесь, что форма является выделенным объектом, и окно Properties отображает ее свойства. Измените заголовок формы. Для этого в списке свойств найдите свойство Caption, выделите его двойным щелчком мыши и введите текст заголовка. Измените цвет формы с помощью свойства BackColor.

Свойство Left и Top определяют положение формы на экране при запуске программы на выполнение. Это координаты левого верхнего угла формы в твипах (1-1440 логического, т.е. зависящего от разрешающей способности монитора, дюйма.)

Для изменения можно ввести новые значения с клавиатуры или мышью переместить изображение формы в окне Form Layout. В режиме выполнения можно перемещать форму, как обычное окно Windows, но это не влияет на значение свойств Left и Top.

Значения свойств Height и Width - это соответственно высота и ширина формы. Изменить эти значения можно, изменяя мышью размеры формы в режиме проектирования. Если размеры формы становятся больше, чем размеры окна с формой в режиме проектирования, то появляются полосы прокрутки. Изменение размеров в режиме выполнения программы не влияет на значение свойств.

Соглашение об именах

В программе каждая форма и каждый управляющий элемент имеет свое уникальной имя, по которому к ним можно обращаться. Имена по умолчанию даются системой при создании объекта и состоят из слова, обозначающего тип объекта, и цифры - порядкового номера. Например, первая форма в проект имеет имя Form1. Имя объекта в программе является значением свойства Name этого объекта, часто это свойство изменяют с целью дать объекту имя, отражающее его назначение в программе. Visual Basic не накладывает сколько нибудь серьезных ограничений на имена - они могут быть практически любыми, но имеются общепринятые соглашения (Венгерская нотация) об образовании имен. В венгерской нотации имя объекта начинается с короткого префикса, который является стандартным для объектов данного рода и описывает тип или область видимости. За префиксом следует собственно имя объекта, отражающее его назначение, при этом первый символ имени пишется с заглавной буквы, например, форма frmDefault.

Если имя составлено из нескольких слов, то с заглавной литеры начинается каждое из них, например, frmTextEditor.

Но существуют некоторые ограничения в выборе имени. Имя переменной должно: начинаться с буквы, не содержать точки, быть не более 255 символов, не совпадать с ключевыми словами Visual Basic, быть уникальным в пределах области видимости.

Полиморфизм (имеющий много форм)

Наследование

Инкапсуляция

Три основных принципа ООП

Объектно-ориентированное программирование базируется на трех основных принципах: инкапсуляция, наследование и полиморфизм . Программа, построенная по этим принципам, есть совокупность объектов и способов их взаимодействия, при этом обмен информацией между объектами происходит посредством сообщений.

С одной стороны объект, обладает определенными свойствами, которые характеризуют его состояние в данный момент. С другой стороны над объектами возможны операции, которые приводят к изменению этих свойств. Доступ к изменению свойств осуществляется только с помощью методов, присущих данному классу объектов. Есть метод, данное свойство данного объекта можно изменить, нет метода – нельзя. Методы как бы «окружают» свойства объекта, говорят, что свойства «инкапсулированы» в объект. Для обеспечения инкапсуляции класс не должен позволять прямого доступа к своим данным. Инкапсуляция – механизм скрытия всех внутренних деталей объекта, не влияющих на его поведение.

Классы-наследники могут наследовать характеристики классов-родителей. Т.е. один объект приобретает свойства другого объекта, добавляя к ним свойства, характерные только для него.

Наследование определяет отношение между классами: объекты класса-наследник обладают всеми свойствами и методами объектов класса-родитель и не должны их повторно реализовывать.

К объектам разных классов можно применять один и тот же метод, вот только действовать этот метод будет по-разному. Например, к большинству объектов в Windows&Office можно применять одни и те же методы: копирование, перемещение, переименование, удаление и т.п. Однако, механизмы реализации этих методов для разных классов (файл в Windows и документ Word) неодинаковы.

Полиморфизм – возможность использования одних и тех методов для объектов разных классов, только реализация этих методов будет индивидуальной для каждого класса.

Для преодоления трудностей на этапе создания интерфейса пользователя широкое распространение получило визуальное программирование. Работа стала производиться в Интегрированных средах разработки (IDE - ИСР) приложений, которые предоставляют программисту набор средств для наглядного конструирования интерфейса. Этот набор средств заранее программно разработан, определен перечень их свойств, методов и режимов использования. Содержатся эти средства в стандартных библиотеках.



К таким средам ИСР и относятся такие среды программирования как Visual Basic и Delphi, которые предоставляют программисту проект экранной формы, на которой он может помещать различные компоненты, имеющиеся в стандартных библиотеках этих сред. С помощью простых манипуляций мышью можно изменять размеры и расположение этих компонентов. Результаты проектирования тут же отражаются на экране. При необходимости разработчик приложения может менять с помощью специального диалогового окна свойства компонентов, заданные по умолчанию.

Но самое главное достоинство визуального программирования заключается в том, что во время проектирования формы и размещения на ней компонентов редактор кода ИСР автоматически генерирует код программы, включая в нее соответствующие фрагменты, описывающие данный компонент.

Подобная среда существенно сокращает время и облегчает процесс создания графического интерфейса приложения. Но это только первая часть проблемы. Вторая часть – написание программного кода, соответствующего смыслу решаемой задачи – остается за разработчиком и решается стандартными средствами языка программирования ИСР (VB или Pascal).

Визуальное программирование - одна из технологий в современном программировании

Визуальное программирование (от лат. visualis - зрительный) - это технология программирования, предусматривающая создание приложений с помощью наглядных средств.

К визуальному программированию можно отнести также Rapid Application Development (RAD) - быструю разработку программ. RAD - технология программирования, обеспечивающая ускоренную разработку и модификацию приложений за счет использования объектно-ориентированного и визуального программирования.

Средствами визуального программирования обычно решают задачи построения пользовательского интерфейса и упрощения разработки приложения путем замены метода "написания программы" на метод конструирования.

Визуальное программирование, бесспорно, обладает достоинством наглядного представления информации и гораздо лучше соответствует природе человеческого восприятия, чем методы традиционного, текстового программирования. Однако практически все визуальные средства нуждаются в дополнении функциями, которые не могут быть представлены в виде графических конструкций и требуют текстового выражения. Визуальные средства дополняются специальными программами - "скриптами", написанными на различных языках программирования.

Так, например, фирма IBM наиболее полно реализовала концепцию визуального программирования в среде VisualAge Smalltalk.

VisualAge - это мощная среда разработки приложений для архитектуры клиент-сервер. Среда ориентирована, прежде всего, на разработки бизнес-приложений, включая системы для онлайновой обработки транзакций и системы поддержки решений. VisualAge позволяет профессиональным разработчикам строить клиентские части прикладных систем со сложным графическим интерфейсом, проектировать деловую логику работы приложений с доступом к локальным и удаленным ресурсам.

VisualAge представляет собой объектно-ориентированное средство разработки, включающее набор визуальных интерактивных инструментов, библиотеку готовых компонент и набор средств для построения клиент-серверной среды.

Поддержка графического интерфейса, предоставляемая готовыми компонентами, отвечает CUA (Common User Access) спецификациям и содержит ряд расширений для организации гибкого ввода-вывода в сложных формах и таблицах. Библиотека готовых компонент предоставляет также поддержку устройств мультимедиа, коммуникаций через протоколы APPC, TCP/IP, NetBIOS, программных интерфейсов CICS External Call Interface, EHLLAPI, Message Queue Interface (MQI), работу с реляционными базами данных семейств DB2, Oracle, Sybase и многое другое.

Фирма Microsoft, разрабатывая концепцию.NET Framework, создала Visual Studio.NET Enterprise Architect 2003, в которой реализовала все последние достижения в области программирования и в частности, в технологии визуального программирования.

Visual Studio.NET - полная многоязычная среда разработки для платформы Microsoft.NET. Visual Studio.NET предоставляет набор технологий, упрощающих создание, развертывание и последующее усовершенствование безопасных, масштабируемых и высокодоступных веб-приложений и веб-служб XML.

Фирма Borland Software Corporation традиционно развивает интегрированную среду программирования, имеющую несомненный успех на рынке профессиональных программных продуктов. Эта среда всегда поддерживала методы визуального программирования, предлагала разработчику мощные библиотеки, интерактивные мастера-построители, готовые элементы графического интерфейса. На сегодняшний день Borland Developer Studio - программный продукт от Borland Software Corporation, представляющий собой среду быстрой разработки приложений (RAD) для платформ Win32 и.NET на языках Delphi (Object Pascal), C++ и C#.

Еще один пакет от фирмы Borland - Delphi Enterprise Edition 7.0. Этот пакет обеспечивает поддержку новейших перспективных технологий Веб-служб, включает предварительную версию средств работы с Microsoft.NET Framework.

При помощи пакета Delphi 7 разработчики, использующие Delphi, могут приобрести навыки программирования для.NET, готовить свои приложения к работе под управлением.NET, не теряя при этом имеющихся наработок и навыков работы на платформе Windows. Среда разработки Delphi 7 - это проектирование; развертывание архитектуры, управляемой моделью (MDA); интегрирующее моделирование, разработка и развертывание приложений и систем электронного бизнеса для платформы Windows.

Фирма Borland Software Corporation является первой компанией, открывшей независимый путь к.NET с Delphi 7, межплатформенной средой быстрой разработки приложений (RAD) для платформы Windows. Характерной чертой Delphi 7 является возможность разработки и развертывания корпоративных приложений. Это позволяет разработчикам создавать корпоративные приложения, от концепции к готовому продукту, еще быстрее с использованием нового UML™-дизайнера и технологии Model Driven Architecture™ (MDA™).

Мы рассмотрели роль и место визуального программирования в области современного программирования. Теперь перейдем к рассмотрению конкретных приемов и методов, относящихся к визуальному программированию. Рассмотрим использование компонентов и приемов визуального программирования в рамках Visual Studio.NET Framework фирмы Microsoft.

Основы визуального программирования

Визуализация - это процесс графического отображения сложных процессов или понятий на экране компьютера в виде графических примитивов. Визуализировать можно многие процессы: управления, построения, рисования и т.д.

Пользователи приложений привыкли к графическому интерфейсу приложений и зачастую даже не задумываются, что привычные элементы интерфейса представляют собой визуальные графические примитивы. Например, простейший вариант визуализации - линейка прогресса (прямоугольник, процент заполнения которого прямо пропорционален времени выполнения какой-либо операции). Глядя на нее, вы можете приблизительно оценить время окончания операции. Но, если бы было выведено значение времени исполнения в виде числа или процента без линейки прогресса, то такой вывод явился бы лишь отображением текущего значения, но не визуализацией процесса.

Сегодня принято визуализировать интерфейсы программного обеспечения. Визуализация снимает проблемы "общения" пользователем с программным продуктом. Графические изображения на элементах управления позволяют пользователю интуитивно разбираться в назначении этих элементов.

Для визуализации интерфейсов программного обеспечения существует целый ряд специально разработанных элементов интерфейса - визуальных компонент, позволяющих отображать различную информацию и осуществлять управление программой в целом. Простейший пример - визуальная кнопка на экране компьютера. Программная кнопка имитирует поведение обычной кнопки на пульте управления любого прибора. Кнопку можно "нажимать" как настоящую.

Возможно, именно наличие визуальных средств построения интерфейсов в таких языках, как Microsoft Visual Basic и Delphi, а также создаваемые с помощью этих языков визуальные программные интерфейсы, закрепили за ними термин "визуальное программирование". Безусловно, существует много других аналогичных продуктов (Visual C++, Borland C++ начиная с версии 4, Symantec Visual Cafe, C++ Builder и др.), но они не смогли завоевать такой популярности, как Visual Basic и Delphi. Именно благодаря Visual Basic, мир узнал о возможности визуального построения интерфейсов программ для Windows.

В Visual Basic и Delphi выполняется визуальное построение интерфейса программы, но не самого кода. Определяющими элементами процесса визуализации являются:

  • Визуализируемая модель - модель, которая подвергается отображению с целью возможности изменения ее структуры или ее параметров (либо параметров ее отдельных частей).

  • Окно инструментов (ToolBox) - окно, содержащее набор элементов, из которых строится визуальная модель. Обычно элементы разделяются по их назначению на отдельные группы, размещающиеся на отдельных закладках окна инструментов.

  • Окно свойств (PropertyBox) - окно, в котором отображаются параметры (свойства) выбранного элемента визуальной модели. Термин "свойство" пришел из объектно-ориентированного программирования и обозначает параметр объекта (элемента).
  • Визуализируемой моделью в Visual Basic и Delphi является окно (форма, диалог) Windows, а не код программы.

    Обычной практикой является визуализация работы с элементами интерфейса, когда в качестве объектов визуализации рассматриваются визуальные компоненты, из которых состоят формы (окна и диалоги) интерфейса программы. Но и операторы программы можно рассматривать как объекты визуализации. В этом случае параметры операторов и функций программы можно настраивать при помощи окна свойств (PropertyBox), а сами операторы и функции хранится в списковой форме (табличной форме).

    В качестве возможного варианта реализации такой визуальной разработки кода программы можно рассматривать табличную форму записи макросов в Microsoft Access (рис.8.1). В этом случае визуализируемая модель - макрос-программа управления данными в базе данных или управления процессом отображения данных. Команды макроса находятся в разных строчках записи макроса. Окно свойств находится непосредственно под списком команд. Окна инструментов в привычном виде нет, но оно реализовано в виде раскрывающегося списка с командами, т.е. в каждой строке записи макроса в отдельности имеется возможность выбора или смены текущей команды макроса. Это и есть визуализированная форма записи программы.

    Рис.8.1. Визуализация разработки кода программы

    Присоединение модуля, созданного средствами визуального программирования выполняется также визуальными средствами - в режиме конструирования (рис.8.2).

    Рис.8.2. Средства визуального программирования

    Другим примером визуализации создания кода программы может служить процесс создания макро программ в Microsoft Excel (рис.8.3).

    Рис.8.3. Диалог MS Excel при автоматической записи действий пользователя

    Визуализируемой моделью в данном случае является рабочий лист Excel, в котором программист выполняет действия по обработке данных. Программный код пишется автоматически в фоновом режиме, при этом происходит описание в операторах языка VBA (Visual Basic for Application) всех визуальных действий пользователя.

    Окно свойств Properties присутствуют, но не в самом рабочем листе, а в среде VBA (рис.8.4). Окно инструментов при выборе объекта Module выключается, но в случае редактирования программного кода для каждого программного объекта появляется раскрывающийся список со свойствами, методами и событиями, т.е. в каждой строке записи макроса в отдельности имеется возможность выбора или смены текущей команды макроса.

    Пример получаемой программы, вызов которой в рабочем листе Excel можно организовать по командной кнопке или непосредственно по имени записанного макроса, приведен на рис.8.4.

    Рис.8.4. Результат автоматической записи программного кода как протокола действий пользователя

    Применение визуального программирования при построении интерфейса приложения в Visual Studio.Net

    Visual Studio.NET - это универсальная среда разработки всех типов приложений на базе.NET и на основе единого визуального интерфейса. Платформа.NET Framework представляет собой набор объектов и планов (blueprints, то есть описание объектов), созданных корпорацией Microsoft для разработки приложений (Windows и Internet). Большая коллекция визуальных объектов позволяет конструировать различные элементы управления: Надпись, Надпись с гиперссылкой, Кнопку, Поле, Флажок и многие другие. Все эти элементы располагаются на панели инструментов (рис.8.5). Настройка свойств элементов выполняется с помощью списка свойств.

    Элементы управления, как и все другие объекты среды.NET, реализованы в виде классов в определенном пространстве имен, в данном случае - System.Windows.Forms.

    Рис.8.5. Визуальное программирование средствами Visual Studio.NET

    Методы элементов программируются пользователем "вручную", но и тут имеются визуальные помощники: после двойного щелчка по элементу управления в конструкторе автоматически открывается окно редактора кода и автоматически пишется заголовок процедуры обработки события. Боле того, после набора имени объекта автоматически появляется список свойств и методов объекта (рис.8.6). Таким образом, процесс написания программного кода также частично визуализирован.

    Рис.8.6. Визуализация свойств и методов объекта

    Кроме элементов управления, как правило, в интерфейсе приложения присутствуют и другие стандартные компоненты, реализация которых также поддержана средствами визуального программирования, например, стандартные диалоговые окна.

    Отдельный класс Dialog в.NET не предусмотрен. Диалоговое окно - это форма (рис.8.7.), обладающая некоторыми специальными характеристиками. Программирование диалоговых окон, как и многих других стандартных компонент, в Visual Studio поддерживается визуальными средствами программировании (рис.8.8).

    Рис.8.7. Пример стандартного диалога

    Рис.8.8. Программирование стандартных элементов средствами Visual Studio

    Концепция.NET Framework и Visual Studio.NET предоставляют в распоряжение программистов огромную библиотеку объектов, ускоряющую процесс разработки приложений. Многие объекты в этой библиотеке имеют визуальное представление и дают возможность назначения свойств объекта в режиме конструирования с помощью окна Properties или диалогов с мастером-построителем.

    Выводы

    Визуальное программирование предусматривает создание приложений с помощью наглядных средств.

    Средства визуального программирования обычно решают задачи построения пользовательского интерфейса и упрощения разработки приложения путем замены метода "написания программы" на метод конструирования.

    Визуальное программирование обладает достоинством наглядного представления информации и гораздо лучше соответствует природе человеческого восприятия, чем методы традиционного, текстового программирования. Однако практически все визуальные средства нуждаются в дополнении функциями, которые не могут быть представлены в виде графических конструкций и требуют текстового выражения.

    Концепция визуального программирования реализована во многих современных средах разработки программных систем. Все ведущие фирмы, создающие средства для программирования и конструирования имеют системы, поддерживающие технологию визуального программирования.

    Визуальные средства поддержки программирования в Visual Studio.NET превращают программистов в разработчиков Windows и Internet приложений.

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем принципиальное отличие визуального программирования от любого другого программирования?
    2. Возможно, ли средствами визуального программирования создать законченное программное приложение?
    3. Какие достоинства и недостатки присущи визуальному программированию?
    4. Какие языки программирования поддерживают визуальный стиль программирования?
    5. В каких средах программирования реализован визуальный стиль программирования?
    6. Какие фирмы-разработчики пакетов программирования имеют наиболее удачные решения для визуального программирования?
    7. Можно ли сказать, что визуальное программирование - это построение графического интерфейса пользователя?
    8. Какие элементы процесса визуализации вы можете перечислить?
    9. Что такое "визуализируемая модель"?
    10. Приведите примеры визуального программирования в известных вам программных средах.

    Литература

    1. Гарнаев Ф.Ю. Самоучитель Visual Studio.NET 2003.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 688.с.: ил.
    2. Подлин Ш. Освой самостоятельно программирование для Micrsoft Excel 2000. Пер. с англ.: Уч. Пос. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 304 с.: ил.- Парал. тит. англ.
    3. Харитонова И.А., Михеева В.Д. Microsoft ACCESS 2000: Разработка приложений. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 832 с.: ил.